Что собой представляет нынешняя система управления государственной службой в Российской Федерации? И вообще, сложилась ли у нас система управления государственной службой?
Впервые на нормативно-правовом уровне понятие «система управления государственной службой» прозвучало и было узаконено в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г. Глава 13 Концепции так и называлась: «Система управления государственной службой».
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., окончательно утвердив данное понятие (глава 3), определил правовые основы, уровни, цели и задачи системы управления государственной службой современной России.
Исходя из целей и задач, концептуальных основ и практики управления государственной службой Российской Федерации, можно сказать, что структурно (слайд 9) система управления включает в себя три вида классификации: уровневую, видовую (функциональную) и объектную.
|
|
- Согласно действующему законодательству в современной России существует два уровня управления государственной службой ( Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации») - федеральный и субъектов РФ, что соответствует законодательному разделению государственной власти в Российской Федерации.
Каждый уровень представлен своей организационной структурой, то есть органами по управлению государственной службой. Существуют федеральные органы по вопросам государственной службы и органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации, взаимодействующие на конвенциальной (согласительной) основе.
- (Слайд 10) Управление государственной службой включает в себя следующие виды:
- управление целями государственной службы (целевое управление);
- управление организационно-структурным развитием государственной службы (организационное управление — департаментализация);
- управление кадровой политикой в сфере государственной службы (управление кадровыми процессами и отношениями);
- управление законодательным развитием государственной службы (правовое управление);
- управление персоналом государственной службы (профессиональное управление);
- управление профессиональным развитием государственных служащих (учебно-методическое управление);
- управление социально-правовой защитой государственных служащих (социальное управление);
- управление научно-исследовательским обеспечением (научное управление), материально-техническим обеспечением (материально-техническое управление) и финансовым обеспечением государственной службы (финансовое управление).
|
|
Рассматривая организационные основы системы управления государственной службой Российской Федерации, необходимо отметить, что управление государственной службой осуществляют специальные органы управления государственной службой.
Органы управления государственной службой — это специальные государственные структуры (органы или подразделения государственных органов), в компетенцию которых входит обеспечение развития и функционирования государственной службы.
(Слайд 11) Под федеральными органами управления государственной службой понимаются специальные государственные органы, обеспечивающие регулирование государственной службы, ее упорядочение в соответствии с задачами государства на федеральном уровне.
По Конституции РФ (ст. 80) на федеральном уровне наиболее широкими полномочиями в сфере государственной службы наделен Президент России.
Это позволяет направлять и координировать развитие государственной службы, руководить ею в масштабах Российской Федерации в целом. Такой широкий спектр полномочий вызвал необходимость образования при Президенте РФ специального органа.
Таким органом стал Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, образованный в соответствии с Указом Президента РФ № 1208 от 1 декабря 1995 г. и Федеральным законом М° 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Серьезные шаги в решении данной проблемы были сделаны в рамках начавшейся в 2003 г. реформы системы государственной службы Российской Федерации. В ходе реформирования государственной службы России по Указу Президента РФ № 400 от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации» в рамках Администрации было образовано принципиально новое самостоятельное структурное подразделение — Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, специально предназначенное для управления государственной службой страны.
Особое значение в системе органов управления государственной службой со стороны исполнительной власти имеет Правительство РФ. Хотя в федеральном законодательстве о государственной службе его роль не отражена, фактически Правительство России выполняет важные функции по организации государственной службы и управлению ее персоналом. Решениями Правительства РФ назначаются на должности и освобождаются от них заместители федеральных министров, руководители и заместители федеральных органов исполнительной власти, кроме силовых, которых назначает Президент РФ.
На уровне федеральной законодательной власти вопросами управления своей государственной службой занимаются управления государственной службы и кадров, которые существуют в аппаратах Парламента России — Совете Федерации и Государственной Думе.
В высших судебных органах и Прокуратуре РФ также имеются соответствующие кадровые подразделения, занимающиеся в том числе и вопросами управления подведомственной государственной службой.
Итак, на федеральном уровне в России сегодня сложилась определенная система управления государственной службой, возглавляемая президентской государственной структурой - Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы, имеющей исполнительно-распорядительную функцию.
Теперь рассмотрим второй уровень управления государственной службой России.
(Слайд 12) Органы по вопросам государственной гражданской службы субъектов РФ — это государственные органы, созданные в субъекте РФ и обеспечивающие осуществление его полномочий по руководству и социально-правовому регулированию своей государственной гражданской службы.
|
|
Главными целями управления гражданской службой в субъектах РФ, как и на федеральном уровне, являются:
- организационное нормативно-правовое и иное обеспечение гражданской службы;
- осуществление прав и исполнение обязанностей служащими;
- контроль за соблюдением законодательства о государственной службе, особенно ограничений и запретов, связанных с гражданской службой;
- реализация государственных социальных гарантий для гражданских служащих и т.д.
Опыт показывает, что региональные власти в процессе создания у себя полномочных органов по управлению государственной службой, как правило, брали в качестве образца или матрицы федеральную модель названия, полномочий и структуры органа по вопросам государственной службы.
Управление гражданской службой в субъектах РФ до сих пор отличается своим разнообразием и с нормативной, и с организационной, и с функциональной точек зрения. В принципе это право субъектов Федерации.
По отдельным вопросам управление государственной службой субъекта РФ осуществляют федеральные органы. Например:
- Реестр государственных должностей государственной службы РФ, куда входит и часть государственных гражданских служащих субъектов РФ, утверждает Президент РФ;
- Классные чины гражданской службы субъектов РФ, в том числе лицам, замещающим высшие и главные группы должностей, присваиваются в соответствии с законом субъекта Федерации;
- Соотношение классных чинов гражданской службы федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента РФ.
Фактически главную роль в управлении государственной службой в регионах играют первые руководители органов исполнительной власти. Первые лица, главы администраций областей, краев, республик наделены широкими полномочиями, имеющими прямое отношение к государственной службе. В соответствии с конституцией республики или уставом области они самостоятельно формируют аппарат администрации своего субъекта Федерации, утверждают его штатное расписание.
|
|
Вместе с тем многолетний опыт показывает, что в целом ситуация в системе регионального управления государственной службой далека от идеала.
(Слайд 13 ) Среди факторов, снижающих результативность деятельности органов управления государственной службой в субъектах Федерации, выделяются:
- низкий статус указанных структур в системе; государственного и муниципального управления в силу их незначительных полномочий;
• концептуальная и нормативная неопределенность системы управления государственной службой субъектов Федерации;
• слабая разработанность нормативно-правовой базы управления государственной службой;
• организационная неопределенность и неупорядоченность системы управления государственной службой и ее аппаратом (в разных областях, краях, округах указанные структуры имеют не только различные наименования, штат, но и функции, полномочия);
• главные функции, т.е. совершенствование организации и функционирования государственной службы, или не зафиксированы в нормативно-правовых документах, или не выполняются в должной мере;
• проблемы с кадровым обеспечением органов управления государственной службой (отсутствие квалифицированных управленцев-кадровиков).
Таким образом, система управления государственной службой в Российской Федерации представляет собой совокупность уровней управления, видов (подсистем) управления и объектов управления.
Особое внимание в рамках этой системы должно быть уделено эффективному взаимодействию федеральных и региональных органов управления государственной службы.