Федеральные и региональные органы управления государственной службой и их компетенция

Что собой представляет нынешняя система управления государ­ственной службой в Российской Федерации? И вообще, сложилась ли у нас система управления государственной службой?

Впервые на нормативно-правовом уровне понятие «система управления государственной службой» прозвучало и было узаконе­но в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г. Глава 13 Концепции так и называлась: «Система управления государственной службой».

Федеральный закон «О системе государ­ственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., окон­чательно утвердив данное понятие (глава 3), определил правовые основы, уровни, цели и задачи системы управления государствен­ной службой современной России.

Исходя из целей и задач, концептуальных основ и практики управления государственной службой Российской Федерации, мож­но сказать, что структурно (слайд 9) система управления включает в себя три вида классификации: уровневую, видовую (функциональную) и объектную.

- Согласно действующему законодательству в современной Рос­сии существует два уровня управления государственной службой ( Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О сис­теме государственной службы Российской Федерации») - федеральный и субъектов РФ, что соответствует законодательному разделению государственной власти в Россий­ской Федерации.

Каждый уровень представлен своей организацион­ной структурой, то есть органами по управлению государственной службой. Существуют федеральные органы по вопросам государст­венной службы и органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации, взаимодействующие на конвенциальной (согласительной) основе.

- (Слайд 10) Управление государственной службой включает в себя следую­щие виды:

- управление целями государственной службы (целевое управление);

- управление организационно-струк­турным развитием государственной службы (организационное управ­ление — департаментализация);

- управление кадровой политикой в сфере государственной службы (управление кадровыми процессами и отношениями);

- управление законода­тельным развитием государственной службы (правовое управление);

- управление персоналом государственной службы (профессиональное управление);

- управление профессиональным развитием государст­венных служащих (учебно-методическое управление);

- управление социально-правовой защитой государственных служащих (социаль­ное управление);

- управление научно-исследовательским обеспечени­ем (научное управление), материально-техническим обеспечением (материально-техническое управление) и финансовым обеспечением государственной службы (финансовое управление).

Рассматривая организационные основы системы управления го­сударственной службой Российской Федерации, необходимо отме­тить, что управление государственной службой осуществляют спе­циальные органы управления государственной службой.

Органы управления государственной службой — это специальные государственные структуры (органы или подразделения государст­венных органов), в компетенцию которых входит обеспечение раз­вития и функционирования государственной службы.

(Слайд 11) Под федеральными органами управления государственной служ­бой понимаются специальные государственные органы, обеспечи­вающие регулирование государственной службы, ее упорядочение в соответствии с задачами государства на федеральном уровне.

По Конституции РФ (ст. 80) на федеральном уровне наиболее широкими полномочиями в сфере государственной службы наделен Президент России.

Это позволяет направлять и координировать развитие государ­ственной службы, руководить ею в масштабах Российской Федера­ции в целом. Такой широкий спектр полномочий вызвал необходи­мость образования при Президенте РФ специального органа.

Таким органом стал Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, образованный в соответствии с Указом Прези­дента РФ № 1208 от 1 декабря 1995 г. и Федеральным законом М° 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Серьезные шаги в решении данной проблемы были сделаны в рамках начавшейся в 2003 г. реформы системы государственной службы Российской Федерации. В ходе реформирования государст­венной службы России по Указу Президента РФ № 400 от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации» в рамках Администрации было образовано принципиально новое само­стоятельное структурное подразделение — Управление Президента Рос­сийской Федерации по вопросам государственной службы, специально предназначенное для управления государственной службой страны.

Особое значение в системе органов управления государственной службой со стороны исполнительной власти имеет Правительство РФ. Хотя в федеральном законодательстве о государственной служ­бе его роль не отражена, фактически Правительство России выпол­няет важные функции по организации государственной службы и управлению ее персоналом. Ре­шениями Правительства РФ назначаются на должности и освобож­даются от них заместители федеральных министров, руководители и заместители федеральных органов исполнительной власти, кроме силовых, которых назначает Президент РФ.

На уровне федеральной законодательной власти вопросами управления своей государственной службой занимаются управления государственной службы и кадров, которые существуют в аппаратах Парламента России — Совете Федерации и Государственной Думе.

В высших судебных органах и Прокуратуре РФ также имеются соответствующие кадровые подразделения, занимающиеся в том числе и вопросами управления подведомственной государственной службой.

Итак, на федеральном уровне в России сегодня сложилась оп­ределенная система управления государственной службой, возглав­ляемая президентской государственной структурой - Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы, имеющей исполнительно-распорядительную функцию.

Теперь рассмотрим второй уровень управления государственной службой России.

(Слайд 12) Органы по вопросам государственной гражданской службы субъек­тов РФ — это государственные органы, созданные в субъекте РФ и обеспечивающие осуществление его полномочий по руководству и социально-правовому регулированию своей государственной граж­данской службы.

Главными целями управления гражданской службой в субъектах РФ, как и на федеральном уровне, являются:

- организационное нормативно-правовое и иное обеспечение гражданской службы;

- осуществление прав и исполнение обязанностей служащими;

- кон­троль за соблюдением законодательства о государственной службе, особенно ограничений и запретов, связанных с гражданской служ­бой;

- реализация государственных социальных гарантий для граж­данских служащих и т.д.

Опыт показывает, что региональные власти в процессе создания у себя полномочных органов по управлению государственной служ­бой, как правило, брали в качестве образца или матрицы федераль­ную модель названия, полномочий и структуры органа по вопросам государственной службы.

Управление гражданской службой в субъектах РФ до сих пор отличается своим разнообразием и с нормативной, и с организаци­онной, и с функциональной точек зрения. В принципе это право субъектов Федерации.

По отдельным вопросам управление государственной службой субъекта РФ осуществляют федеральные органы. Например:

- Реестр государственных должностей государственной службы РФ, куда входит и часть государственных гражданских служащих субъектов РФ, утверждает Президент РФ;

- Классные чины гражданской служ­бы субъектов РФ, в том числе лицам, замещающим высшие и глав­ные группы должностей, присваиваются в соответствии с законом субъекта Федерации;

- Соотношение классных чинов гражданской службы федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента РФ.

Фактически главную роль в управлении государственной служ­бой в регионах играют первые руководители органов исполнитель­ной власти. Первые лица, главы администраций областей, краев, республик наделены широкими полномочиями, имеющими прямое отношение к государственной службе. В соответствии с конститу­цией республики или уставом области они самостоятельно форми­руют аппарат администрации своего субъекта Федерации, утвер­ждают его штатное расписание.

Вместе с тем многолетний опыт показывает, что в целом ситуа­ция в системе регионального управления государственной службой далека от идеала.

(Слайд 13 ) Среди факторов, снижающих результативность деятельности органов управления государственной службой в субъ­ектах Федерации, выделяются:

- низкий статус указанных структур в системе; государственного и муниципального управления в силу их незначительных полномочий;

• концептуальная и нормативная неопределенность системы управления государственной службой субъектов Федерации;

слабая разработанность нормативно-правовой базы управле­ния государственной службой;

организационная неопределенность и неупорядоченность сис­темы управления государственной службой и ее аппаратом (в разных областях, краях, округах указанные структуры имеют не только различные наименования, штат, но и функции, полномочия);

главные функции, т.е. совершенствование организации и функционирования государственной службы, или не зафикси­рованы в нормативно-правовых документах, или не выполня­ются в должной мере;

проблемы с кадровым обеспечением органов управления госу­дарственной службой (отсутствие квалифицированных управ­ленцев-кадровиков).

Таким образом, система управления государственной службой в Российской Федерации представляет собой совокупность уровней управления, видов (подсистем) управления и объектов управления.

Особое внимание в рамках этой системы должно быть уделено эффективному взаимо­действию федеральных и региональных органов управления госу­дарственной службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: