Цель: уметь определять достоверность разности между относительными величинами
Типовое задание № 10
По данным деканата на лечебном факультете количество студентов, успевающих на отлично и хорошо составляет 65,0± 8,0%, на педиатрическом – 69,0± 4,0%.
Достоверны ли различия в успеваемости по факультетам?
Образец выполнения задания №10
Достоверность различий между относительными величинами определяется по формуле:
Таким образом, подставляя данные в формулу для относительных величин, получаем:
t = 0,44
Вывод: Различие между двумя показателями не достоверны (t < 2), следовательно, можно утверждать, что успеваемость студентов на лечебном и педиатрическом факультетах не имеет различий.
ВАРИАНТЫ
Для самостоятельного выполнения задания №10
Вариант 1
При исследовании успеваемости студентов медицинских университетов городов М. и Т. установлено, что диплом с отличием в городе М. получают 10± 2% выпускников, а в городе Т. – 4± 1%.
Достоверны ли различия в частоте получения диплома с отличием в медицинских университетах городов М. и Т.?
Вариант 2
При исследовании влияния сопутствующих заболеваний на течение реабилитационного периода у пациентов трудоспособного возраста, перенесших инфаркт миокарда, получены следующие данные: среди пациентов, не имеющих сопутствующих заболеваний, возвратилось к труду 75,0± 3,0%, среди пациентов имеющих сопутствующие заболевания возвратилось к труду 61,0± 4,0%.
Достоверно ли влияние сопутствующих заболеваний на течение реабилитационного периода у пациентов трудоспособного возраста?
Вариант 3
По результатам исследования распространенности курения среди студентов медицинского ВУЗа выявлено, что на младших курсах курит 25±3% студентов, а на старших курсах 33±4% студентов.
Достоверно ли различия в распространенности курения среди студентов на младших и старших курсах медицинского ВУЗа?
Вариант 4
По отчетным данным укомплектованность штатов участковыми терапевтами городских поликлиник города Н. в 1999 году составила 81± 3%, по данным за 2009 год - 97± 1%.
Достоверны ли различия в показателях укомплектованности штатов участковыми терапевтами городских поликлиник города Н.?
Вариант 5
По результатам государственного экзамена на лечебном факультете оценку «4» и «5» получили 68± 2% студентов, на педиатрическом 74±1 % студентов.
Достоверны ли различия в результатах сдачи государственного экзамена студентами лечебного и педиатрического факультетов?
Вариант 6
В соответствии с отчетными данными послеоперационные осложнения в больнице А регистрировались в 12± 0,7% случаев, в больнице Б в 10± 0,4% случаев.
Достоверны ли различия в частоте регистрации послеоперационных осложнений в больницах А. и Б.?
Вариант 7
При исследовании влияния времени госпитализации при ДТП на частоту развития осложнений течения реабилитационного периода получены следующие данные: при госпитализации в первые 2 часа после ДТП частота осложнений течения реабилитационного периода составила 8,04± 0,12%. В случае более поздней госпитализации (позже 2х часов после ДТП) частота осложнений течения реабилитационного периода составила 16,04± 0,19%.
Достоверны ли различия в частоте осложнений течения реабилитационного периода у пациентов после ДТП при различной длительности периода прошедшего от момента ДТП до момента госпитализации?
Вариант 8
При исследовании результатов диспансеризации студентов медицинского ВУЗа получены следующие результаты: на младших курсах гастритом страдают 25±2% студентов, а на старших курсах – 40± 3% учащихся.
Достоверны ли различия в частоте выявления гастрита среди студентов младших и старших курсов медицинского ВУЗа?
Вариант 9
В соответствии с отчетными данными послеоперационные осложнения в детской больнице А регистрировались в 2,0± 0,3% случаев, в больнице Б в 1,0± 0,2% случаев.
Достоверны ли различия в частоте регистрации послеоперационных осложнений в детских больницах А. и Б.?
Вариант 10
При исследовании эффективности иммунизации детей против гриппа получены следующие данные: удельный вес заболевших в группе иммунизированных составил 34,3± 2,1%, в группе не иммунизированных - 48,0± 1,3%.
Достоверны ли различия удельного веса заболевших в группах иммунизированных и не иммунизированных детей?
Вариант 11
При исследовании влияния курения на частоту развития гипоксии плода получены следующие данные: у курящих матерей гипоксия плода регистрировалась в 34,1± 2,8% случаев, у некурящих матерей – 11,3± 3,1%.
Достоверны ли различия в частоте регистрации гипоксии плода у курящих и некурящих матерей?
Вариант 12
При исследовании влияния курения на частоту нарушений периода адаптации у новорожденных получены следующие данные: у курящих матерей нарушения периода адаптации новорожденных регистрировалась в 58,1± 4,8% случаев, у некурящих матерей – 24,3± 2,1%.
Достоверны ли различия в частоте регистрации нарушений периода адаптации у новорожденных у курящих и некурящих матерей?
Вариант 13
При исследовании влияния курения на частоту развития агалактии получены следующие данные: у курящих матерей агалактия регистрировалась в 43,1± 4,8% случаев, у некурящих матерей – 14,3± 2,1%.
Достоверны ли различия в частоте регистрации агалактии у курящих и некурящих матерей?
Вариант 14
При анкетировании студентов медицинского ВУЗа выявлено, что нарушения пищеварения отмечали 23±2% студентов младших курсов, и 29±5,8% студентов старших курсов.
Достоверны ли различия в частоте нарушений пищеварения у студентов младших и старших курсов медицинского ВУЗа в соответствии с полученными данными анкетирования?
Вариант 15
При исследовании влияния курения на частоту развития нарушения речевого развития ребенка получены следующие данные: у курящих матерей нарушения речевого развития регистрировались в 29,1± 1,8% случаев, у некурящих матерей – 9,3± 2,1%.
Достоверны ли различия в частоте регистрации нарушений речевого развития ребенка у курящих и некурящих матерей?
Контрольные вопросы
1. Что такое вариационный ряд?
2. Какие виды вариационных рядов Вы знаете?
3. Для чего используется вариационный ряд?
4. В каких случаях составляется сгруппированный вариационный ряд?
5. Как определяется число групп в сгруппированном вариационном ряду?
6. Что необходимо для составления сгруппированного вариационного ряда?
7. Что такое средняя величина?
8. Для чего используются средние величины в медицине?
9. Назовите виды средних величин.
10. В каких случаях вычисляется простая средняя арифметическая?
11. В каких случаях вычисляется взвешенная средняя арифметическая?
12. Перечислите способы расчета и формулы средней арифметической.
13. Перечислите характеристики разнообразия признака в статистической совокупности? Что такое коэффициент вариации (Сv)?
14. Как он рассчитывается?
15. Какое распределение признака можно считать «нормальным»?
16. Что такое критерий достоверности (доверительный коэффициент) и как он определяется при малом и большом числе наблюдений?
17. Что такое вероятность безошибочного прогноза?
18. Для чего определяют доверительные границы?
Приложение 1
Таблица Значения критерия Стьюдента (t)
к = n – 1 | Доверительная вероятность | ||
Р = 95,5% (0,95) | Р = 99,7% (0,99) | Р= 99,9% (0,999) | |
12,70 | 63,56 | 637,59 | |
4,30 | 9,92 | 31,60 | |
3,18 | 5,84 | 12,94 | |
2,78 | 4,60 | 8,61 | |
2,57 | 4,03 | 6,86 | |
2,42 | 3,71 | 5,96 | |
2,36 | 3,50 | 5,31 | |
2,31 | 3,36 | 5,04 | |
2,26 | 3,25 | 4,78 | |
2,23 | 3,17 | 4,59 | |
2,20 | 3,11 | 4,44 | |
2,18 | 3,06 | 4,32 | |
2,16 | 3,01 | 4,22 | |
2,14 | 2,98 | 4,14 | |
2,13 | 2,95 | 4,07 | |
2,12 | 2,92 | 4,02 | |
2,11 | 2,90 | 3,96 | |
2,10 | 2,88 | 3,92 | |
2,09 | 2,86 | 3,88 | |
2,09 | 2,84 | 3,85 | |
2,08 | 2,83 | 3,82 | |
2,07 | 2,82 | 3,79 | |
2,07 | 2,81 | 3,77 | |
2,06 | 2,80 | 3,75 | |
2,06 | 2,79 | 3,73 | |
2,06 | 2,78 | 3,71 | |
2,05 | 2,77 | 3,69 | |
2,05 | 2,76 | 3,67 | |
2,04 | 2,76 | 3,66 | |
2,04-1,96 | 2,75-2,58 | 3,64-3,29 |