Принципы и концепции налогообложения

Сколько веков существует государство, столько же оно ищет принципы и способы оптимального налогообложения, т.е. как организовать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики платили налоги, а казна получала бы все больше доходов.

Шотландский экономист А. Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, применимых к любой экономической системе и ставших классическими.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или пренебрежение им приводит к равенству или неравенству в налогообложении.

2. Налог, который должен уплатить отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (в противном случае сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что их заработная плата может поглотить значительную долю того, что приносит налог).

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного налогообложения.

На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения:

1. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто желает пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог. Однако применение этой концепции связано с определенными трудностями, т.к. практически невозможно точно определить какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на оборону, здравоохранение, просвещение и т.п.

2. Согласно другой концепции юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера получаемого дохода. Данная концепция отличается большей рациональностью и справедливостью, поскольку, естественно, существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых расходов на предметы роскоши, и налогом, который удерживается из их предполагаемых расходов на предметы первой необходимости.

Однако и при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, обусловленные, прежде всего с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потребитель действует всегда рационально, т.е. в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, и лишь затем – на не столь важные блага.

Известно также, что при высокой ставке подоходного налога (более

50 %) резко снижается деловая активность фирм и населения, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А. Лаффером. Графически так называемый эффект Лаффера отображается кривой, показанной на рис. 1 и отображающей зависимость поступаемых в бюджет налогов от ставок подоходного налога.

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

─ ставка налога равна нулю, поступлений в бюджет нет;

─ ставка налога равна 100 %, поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).

При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать. В точке А значение налоговых поступлений Та максимально, а ra считается оптимальным уровнем ставки налога. Если ставка будет увеличиваться или уменьшаться по сравнению с ra, то сумма поступлений будет уменьшаться.

 

Рис. 1. Кривая Лаффера

 

Суть эффекта Лаффера заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения приведет в краткосрочном периоде к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном плане – к их увеличению (из-за расширения налогооблагаемой базы и возрастания деловой активности населения). При этом необходимо учитывать национальные, культурные и психологические факторы. Американцы считают, что при таких ставках налогов как в Швеции или Дании, в США никто бы не стал работать в легальной экономике.

Подоходный налог с юридических лиц взимается по следующим ставкам:

в Дании, Италии, Испании, Франции, США – 34 %;

в Великобритании – 35 %;

в Бельгии – 43 %;

в Германии – 50 %.

В России ставка налога на прибыль предприятия меняется в зависимости от сферы деятельности (от 35 – 42 % для предприятий и организаций до 80 % для казино, видеотек и др.).

Если по размерам ставок российские налоги приближаются к общемировым, то по их количеству мы находимся в лидерах (свыше 50 налогов и сборов). Такое количество налогов не соответствует условиям реальной экономической ситуации, т.к. большинство из них дороже собрать, чем вообще не собирать.

 

Основные налоги

Подоходный налог. Практика подоходного налогообложения различает: валовой доход, вычеты и налогооблагаемый доход. Валовой доход – это сумма доходов, получаемых из различных источников.

Законодательно, практически во всех странах из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом,

облагаемый доход = валовой доход – вычеты.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических и юридических лиц.

Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам. Плательщиками являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ. Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, проживающих в РФ постоянно – от источников дохода в РФ и за ее пределами, у лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ – от источников дохода только в РФ. При налогообложении учитывается весь совокупный доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме (исходя из цен, сложившихся на рынке), по основной работе и по совместительству, а также по отдельным гражданско-правовым договорам. Российским законодательством определен также достаточно широкий перечень доходов, освобожденных от налогообложения подоходным налогом.

Подоходный налог с юридических лиц – налог на прибыль фирм (предприятий). Уровень ставок по этому прямому налогу, механизм его функционирования примерно соответствует аналогичным налогам других стран.

Объектом налогообложения является их валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов иного имущества и доходов от внереализационной деятельности, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы от сдачи имущества в аренду, а также финансовые результаты от иных операций, не связанных с производством продукции. В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию.

Другой по значимости вид налога, применяемый в большинстве стран с рыночной экономикой, – это налог на добавленную стоимость (НДС). В среднем ставка этого налога не превышает 25 %.

НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересованность в росте доходов, а для налогоплательщиков предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. Фактически НДС – это налог на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен.

Акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем. Диапазон их действия невелик – это табачные изделия, ликероводочная продукция, легковые автомобили, меха, изделия из натуральной кожи и т.д. У потребителя всегда есть возможность «ухода» от уплаты этих налогов, переориентировавшись на замещающие товары.

С помощью акцизов в госбюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффективности их производства, ни потребительских свойств, а является следствием особых условий его производства и реализации.

Ставки акцизов устанавливаются в % по отношению к свободным отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рассчитываются таким образом, чтобы после изъятия акциза нормально работающему предприятию оставшаяся в цене прибыль обеспечивала рентабельность 25 % и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90 %.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщиками налога являются юридические лица. Объектом налогообложения являются основные средства производства (включая долгосрочно арендуемые с правом последующего выкупа), нематериальные активы, запасы и затраты в стоимостном выражении, находящиеся на балансе.

До апреля 1995 г. от налога на имущество были освобождены вновь созданные фирмы любых форм собственности в течение одного года после регистрации. Сейчас эта льгота отменена, но есть ряд других льгот.

Предельный размер ставки по данному налогу не может превышать 2 %. Конкретные ставки определяются в зависимости от видов деятельности и устанавливаются органами власти субъектов Федерации.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию «налоги». Какие функции выполняют налоги?

2. Из каких элементов состоит налоговая система государства?

3. Какие ставки и виды налогов вы знаете?

4. Сформулируйте основополагающие принципы и концепции налогообложения.

5. С какими проблемами может столкнуться общество при строгом соблюдении лишь одной концепции налогообложения: или пропорционально тем выгодам, которые налогоплательщики получают от государства, или пропорционально доходу?

6. Какой характер налогообложения принят в России в настоящее время?

7. Известный американский экономист М. Фелдстайн писал: «Налоговая политика, поощряющая сбережения корпораций, обязательно ведет к росту совокупных инвестиций». Прокомментируйте ход рассуждений экономиста.

8. Как реагирует бизнес на изменение ставки налогообложения? При ответе на вопрос используйте кривую Лаффера.

9. Какие виды налогов вы знаете? Чем прямой налог отличается от косвенного?

10. Что является объектом налогообложения юридических лиц? Объясните, как вы понимаете выражение «налоговая лазейка». Чем оно отличается от понятия «уклонение от налогов»?

11. Какими преимуществами обладает налог на добавленную стоимость для государства и налогоплательщика?

12. Чем акцизы отличаются от других видов налогов? Как устанавливаются ставки акцизов?

 

Учебная литература

1. Амосова В.В., Гукасьян Г. М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002.

2. Камаев В. Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Дайджест экономической теории. Учебное пособие / Под ред. проф. В. М. Соколинского. – М.: «Аналитика – Пресс», 1998.

4. Дробозина Л. И. Финансы денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 1997.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: