Многообразная и сложная система спортивной подготовки реализуется по своим законам, которые нуждаются в управлении, соответствующим индивидуальным особенностям спортсмена. Подготовка спортсменов и повышение их мастерства определяется многими факторами и условиями. Со спортсменами работают большое количество специалистов: тренера, врачи, массажисты. Относительно недавно одним из специалистов, работающих со спортсменами, стал психолог. [40]
К числу важнейших психологических аспектовХатулаева М.С. относит три группы проблем, решаемых психологами:
· проблема психодиагностических приемов отбора лиц для определения видов спорта;
· проблема методов эффективной специальной психологической подготовки спортсменов в соответствии со спецификой избранного вида спорта;
· проблема методов психологического обеспечения деятельности спортсмена на различных этапах соревнования;
· проблема разработки психологических основ спортивного мастерства как в целом, так и применительно к отдельным видам спорта.[44]
|
|
Для полноценной подготовки спортсмена нужна система психологического сопровождения как целенаправленная деятельность по диагностике и развитию психических качеств, регуляции психического состояния, формированию индивидуального стиля соревновательной деятельности и т. д.
В системе психологического сопровождения спортивной деятельности Сивицкий В.Г. выделяет две части - организационную и методическую.
Организационная работа спортивного психологавключающая в себя определение статуса, роли и меры ответственности в тренировочном процессе, конкретизация задач и условий их решения, обеспечение регулярности и единообразия психологического воздействия и т. д.
С позиции методики психологическая подготовка не отличается от любой другой подготовки - физической, технической, функциональной и т. д., ее основные закономерности изучены и многократно подтверждены еще в советский период. Но психологическая подготовка имеет свои формы и средства, а также способы и критерии оценки, которые далеко не всегда так очевидны, как в других направлениях тренировки. [37]
Ниже перечислены основные виды деятельности психолога в процессе психологической подготовки:
1. Оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика).Главная задача этой работы - выявить слабые стороны спортсмена и определить методы их устранения или компенсации.
На этом этапе (обычно в начале соревновательного цикла) проводится изучение потенциальных возможностей спортсмена, доминирующих психических состояний и устойчивых предпочтений, как в соревновательной деятельности, так и в поведении в целом.
|
|
Оцениваются индивидуальные особенности нервной системы, когнитивных процессов - восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторной сферы, уровень владения средствами психорегуляции, степень развития свойств характера, в частности мотивации и волевой сферы, и т. д. Для эффективной групповой работы актуальна оценка совместимости членов команды.
Полученные данные используются для определения степени восстановления после предыдущего цикла, индивидуального стиля тренировочной и соревновательной деятельности, оптимального режима и направлений дальнейшей работы по психологической подготовке, становятся начальным показателем для оценки эффективности дальнейшей подготовки. В базовой диагностике нет хороших или плохих результатов, изучаются индивидуальные особенности психики спортсмена, и на них нельзя строить прогноз успешности выступления.
2. Разработка индивидуальной программы воздействий (программирование психологической подготовки).Главная задача этой работы - постановка дальних и ближних целей соревновательного цикла и создание с учетом индивидуальных особенностей спортсменов плана психологической подготовки.
Данные, полученные в процессе базовой диагностики, становятся обоснованием комплексного воздействия на спортсмена с целью достижения его максимальной психологической готовности к соревнованиям. Мероприятия конкретизируются по форме, содержанию и объему нагрузки, оптимально распределяются по всему циклу, в соответствии с соревновательным календарем определяются сроки контрольных стартов (или диагностических срезов).
Психолог разрабатывает конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств и передает их тренеру для включения в общий план подготовки спортсменов. При необходимости планируются индивидуальная работа со спортсменом и групповые мероприятия, например для сплочения команды. Естественно, что психолог должен обосновать свои рекомендации, добиваться внедрения их в тренировочный процесс и контролировать качество выполнения своих заданий. Только в этом случае он может и должен нести ответственность за результат выступления.
3. Организация обратной связи о состоянии спортсменов и команды в целом (мониторинг и оперативная диагностика). Главная задача этой работы - организовать систематическую диагностику без существенного влияния на тренировочный режим.
Тренировочный процесс спортсмена и команды высокого класса - это преимущественно однообразная работа с большими физическими нагрузками в течение продолжительного периода времени, поэтому среди прочих в задачу психолога входят борьба с монотонностью и поддержание оптимальной работоспособности спортсмена. Любые незапланированные события нарушают программу подготовки, а следовательно, могут привести к недостаточной готовности в нужный момент.
Поэтому психологический мониторинг как отслеживание изменений в состоянии спортсмена, его настроении, отношений с окружающими и т. д. - тоже задача психолога. Стандартные диагностические процедуры из других областей психологии могут быть абсолютно неприменимы, так как слишком громоздки или не дают нужной информации. Именно против такого вмешательства - отвлекающего и бессмысленного чаще всего и возражают тренеры.[36]
4.Применение дополнительных мероприятий (коррекция).
Диагностика проблемы - это важная, но все же, часть работы психолога. Дальнейшие действия согласовываются с другими специалистами - тренером, врачом, семьей спортсмена. В ситуациях перетренированности, межличностных и внутриличностных конфликтов и т.п. требуется кардинальное изменение программы подготовки, но часто для компенсации бывает достаточно ввести дополнительные упражнения, провести внеочередной сеанс релаксации или изменить ритуалы поведения.
|
|
При создании целевых заданий для психологической подготовки следует учитывать задачи этапа и индивидуальные особенности спортсмена. Такие целевые задания могут быть разовыми или постоянными упражнениями, одиночным или системным воздействием, когда в работу вовлечены и другие люди. Направленность целевых заданий может быть комплексной или тематической: "на релаксацию", "на коррекцию", "на мобилизацию" или "на развитие психических качеств", "на регуляцию эмоциональной сферы", "на управление мотивацией" и т. д.
4. Создание адекватного психического состояния (настройка).
Главная задача этой работы - создание индивидуального ритуала предсоревновательного поведения, т.е. регламентированной последовательности действий накануне и в начале соревнований.
Именно в настройке спортсмена на соревнования и управлении его психическим состоянием обычно видят функции психолога. Это справедливое утверждение, но только при условии, что у психолога со спортсменом установлены доверительные отношения и выработаны механизмы возможного воздействия.
6. Управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование).
Главная задача этой работы - сохранить запланированный уровень психической и физической работоспособности, а при необходимости - задействовать резервные возможности организма.
В процессе соревнований и для психолога, и для тренера доступ к команде часто ограничен. Поэтому важно, чтобы спортсмен мог сам объективно оценивать свое состояние и применять методы психорегуляции, для чего в процессе тренировки создаются различные экстремальные ситуации.
Сам спортсмен, особенно в напряженные моменты борьбы, находится в измененном состоянии сознания, когда смысл слов может не осознаваться. Поэтому часто более эффективными оказываются невербальные приемы воздействия, например техники "якорения" или создание психологических "ключей". В любом случае такое воздействие планируется и отрабатывается заранее, а на соревновании оно должно быть уже кратковременным и приводить к немедленному результату.
|
|
7. Компенсация негативных последствий (восстановление).
Главная задача этой работы - на основе опыта прошедших выступлений создать психологические предпосылки дальнейшего совершенствования в новом соревновательном цикле.
На этом этапе происходит освобождение от отрицательной информации и негативных воспоминаний, связанных с неудачной спортивной деятельностью; восстановление нервно-психической свежести и желания продолжать тренировки и выступления. Наиболее распространенным и достаточно эффективным способом восстановления является переключение на другую деятельность.[49]
Психологическое сопровождение чаще всего осуществляется в спорте высших достижений со спортсменами уровня сборных команд. В спортивных школах (ДЮСШ) нет ставок психологов, что также препятствует внедрению и развитию психологии в спорте в целом. Поэтому, психологическая работа в молодежном и юниорском спорте практически не ведется.