Ведущая деятельность – учебно-профессиональная:
- формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
- соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;
- возрастание волевой саморегуляции;
- усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;
- развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;
- формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
- увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
- стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
- пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;
- проявление рационализма, практицизма;
- готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости;
- стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;
- отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
- завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям;
- появление первого чувства любви, дружбы;
- существенная перестройка эмоциональной сферы;
- недостаточное осознание последствий своих поступков.
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
- зрелость в умственном, нравственном отношении;
- убежденность, сложившееся мировоззрение;
- чувство нового – смелость, решительность;
- самостоятельность, прямолинейность;
- критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
- сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших;
- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
- принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни);
- выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.