В маркетинге
Последние 20 лет охарактеризовались формированием в развитых странах цивилизованной правовой и культурной среды предпринимательской деятельности. Реагируя на активизацию организованного движения потребителей по отстаиванию своих прав (консюмеризм) компании, общественные, профессиональные и отраслевые объединения расширили работу по формированию пропаганды этических норм и кодекса поведения на рынке. Корпорации стали четче определять и декларировать свою социальную ответственность в качестве корпоративных граждан. Эта ответственность нашла свое закрепление в различного рода профессиональных кодексах (рекламный кодекс РФ, кодекс российских маркетологов).
Существует формальный и неформальный кодексы. Основное различие – степень юридической закрепленности санкций за их нарушение. Так, например, нарушение УК ведет за собой судебное разбирательство, нарушение же профессионального кодекса ведет к моральным санкциям: бойкоту, исключению из профессиональной ассоциации, занесению в «черный список» и следовательно к потере репутации и авторитета в деловых и общественных кругах.
|
|
Параллельное существование формальных и неформальных кодексов объясняется тем, что многие человеческие поступки и их следствия не могут быть строго формализованы и юридически закреплены. Они переходят в сферу морального долга личности, остаются на совести человека, и отсюда большинство подобных кодексов называют этическими. Отличительная черта современного развития общества - возрастание роли этических кодексов в сфере экономики, начиная с профессиональных (корпоративных кодексов), и заканчивая кодексами национальными и международными.
«7 принципов ведения дел в России» (1912 г.)
1. Уважай власть.
2. Будь честен и правдив.
3. Уважай право честной собственности.
4. Люби и уважай человека.
5. Будь верен своему слову.
6. Живи по средствам.
7. Будь целеустремлен.
«12 принципов ведения дел в России» (1997 г.)
1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.
3. Воздерживайтесь от насилия или угрозы применения насилия, как способов достижения деловых целей.
4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.
5. Оправдывай доверие – в нем основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
6. Конкурируй достойно, не доводи деловых разногласий до суда, самый надежный партнер тот, который тоже выигрывает от сделки.
|
|
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных прав.
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. На требуй за него непременного общественного признания.
10. При создании и ведении дела как минимум не нанеси ущерба природе.
11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствовать тому, чтобы они стали невыгодными всем.
12. Проявляй терпимость к представителям других культур, они не хуже и не лучше нас, они просто другие.
В РФ в настоящее время идет интенсивный процесс формирования этический норм в бизнесе. 4 направления этого процесса:
· Принятие кодексов, инициируемое ассоциациями и общественными некоммерческими организациями. («Национальный Фонд Российская Деловая Культура»)
· Стихийное гражданское движение, формирование так называемой сети предпринимателей и компаний, придерживающихся согласованных этических норм.
· Принятие компаниями и фирмами собственных корпоративных кодексов.
· Принятие и согласование кодексов деловыми кругами на двусторонней основе. («Основы кодекса делового поведения», разработанные для американских и российских корпораций совместными усилиями торгово-промышленной палаты РФ, Национальным Фондом Российская Деловая Культура и российско-американского комитета по развитию делового сотрудничества)