Дифференциация СМИ в зависимости от аудитории: детские, молодежные, женские, мужские, специальные.
Параметры типологизации печатных СМИ. Классификация радио и телевидения. Классификация веб-изданий.
Дифференциация СМИ в зависимости от целевых установок: общественно-политические, культурно-просветительные, развлекательные, информационно-рекламные, информационно-справочные, эротические.
Общественно-политические СМИ.
Общегражданское (общественно-политическое) средство массовой информации – СМИ, которое ставит своими целями реализацию права граждан на самую разнообразную общественно-политическую информацию, без стремления к формированию общественного мнения в интересах каких-либо групп граждан с корпоративными интересами, а также извлечение прибыли от своей предпринимательской деятельности сотрудниками СМИ на основе продажи своей продукции (распространения информации) и оговоренной законом о рекламной деятельности.
Во-первых, суммарно они обеспечивают наибольший охват аудитории. Во-вторых, они могут оперативно доносить до населения актуальную правовую информацию. Для анализа выбраны общественно-политические СМИ, поскольку они являются наиболее последовательными распространителями правовой информации. «Российская газета», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» — общероссийские издания, поэтому в ходе их изучения можно сделать выводы о распространении правовой информации через печатные СМИ в масштабах страны.
|
|
Как показал контент-анализ, в современных печатных СМИ низкое количество публикаций по правовой тематике. В среднем правовой тематике посвящено 10,91% текстов каждого номера «Российской газеты», 6,95% материалов «Комсомольской правды», 7,36% статей «Московского комсомольца». Проведенное исследование показывает, что работа по правовому просвещению населения в редакциях этих изданий ведется бессистемно, в них нет специальных планов по освещению правовых тем даже в связи с актуальными информационными поводами (например, окончание «дачной амнистии», наступление сроков подачи налоговых деклараций и т.п.). В проанализированных нами изданиях за сложные правовые темы берутся разные журналисты, которым за данное им для создания материала ограниченное время редко удается глубоко изучить и отразить в своих материалах суть юридических проблем.
Распространена такая практика: газеты пишут об обсуждении проектов правовых актов, но не сообщают о том, в каком виде приняты эти акты.
Общественно-политические и деловые журналы в отличие от основного конкурента − «глянца», который год за годом усиливает свои позиции, несколько лет подряд показывают темпы развития ниже среднерыночных. Закрытие целого ряда деловых и общественно-политических изданий в последние годы («Еженедельный журнал», «Новый очевидец», «Русский фокус» и т.д.), а также Многолетняя нерентабельность пока еще существующих изданий в данной нише свидетельствуют, что этот тип журналов стал сложным для развития и востребован читателем умеренно.
|
|
Общественно-политические газеты: Российская газета, Независимая газета, Комсомольская правда, Аргументы и факты.