Аграрно-крестьянский вопрос

Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80—90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.

Законы о переводе крестьян на обязательный выкуп, о регулировании крестьянских семейных разделов и об укреплении общины 28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временнообязанном положении крестьян. Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г. переводились на обязательный выкуп оста­вавшиеся к этому времени на временнообязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на по­купку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским общест­вам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остроту аграрного вопроса. Как правило, через его по-


средство продавались помещичьи земли. Через него в 1883—1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Петром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1/3 и косвенных налогов в два раза.

В конце 80-х — начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капита­лизма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патри­архальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриар­хальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разде­лов. По данным Министерства внутренних дел, в первые два поре­форменных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х годов их среднегодовая чис­ленность возросла до 150 тыс. 18 марта 1886 г. был издан закон, по которому семейный раздел мог состояться только с согласия главы семьи ("большака") и с разрешения не менее чем 2/3 домохозяев на сельском сходе. Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, количество которых и после его из­дания продолжало возрастать, при этом более 9/10 разделов про­исходило "самовольно", без санкции общины и местных властей. Не помогали и насильственные "воссоединения" разделившихся семей.

Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержа­вия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государ­ственных деятелей определились как противники, так и сторонни­ки сохранения общины. Первые полагали, что подворное крестьян­ское землевладение создаст значительный слой собственников — опоры социальной стабильности в стране, а уравнительность наде­лов и круговая порука рассматривались ими как причина слишком медленного экономического развития.деревни. Вторые же рассмат­ривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянст­ва. Как известно, победила вторая точка зрения, которая и нашла отражение в законах 1861 г.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укре­пление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил пе­риодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года "О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель" запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. По этому же закону отменялась статья 165-я "Положения о выку­пе", по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен


против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель — в этом правительство видело гарантию платежеспособ­ности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стре­милось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, про­цессы в деревне. Не могли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствова­ли данные официальной статистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения недоимок. В 1891—1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недо­имщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

Меры правительства в поддержку помещичьего хозяйства.Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического по­ложения дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жало­ванной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, кото­рый давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных ус­ловиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещи­кам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. их сумма превы­сила 1 млрд. руб.

В интересах дворян-землевладельцев 12 июня 1886 г. было из­дано "Положение о найме на сельские работы". Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушед­ших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материаль-ный ущерб, но и "за грубость", "неповиновение" и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой новый закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. "Самовольного" переселенца местная адми­нистрация обязывалась выслать по этапу на прежнее место жи­тельства. И все же, вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания количество переселенцев увеличилось в не­сколько раз, причем 85% из них составляли "самовольные" пересе­ленцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: