Национальный вопрос был одним из основных факторов революционной ситуации, складывавшейся в России на рубеже XIX— XX вв. Обострению этого вопроса во многом способствовал сам царизм возросшим стремлением усилить свою власть в национальных окраинах путем их русификации и унификации системы управления ими. Повышенное внимание к национальному вопросу связано было и с тем, что он все более переплетался с ширившимся революционным движением. Актуальными в национальной политике рассматриваемого периода были прежде всего финляндский, армянский и еврейский вопросы.
С конца 90-х годов развернулось наступление на автономию Финляндии. Ограничивались права финляндского сейма, в делопроизводство вводился русский язык, административные должности стали замещаться выходцами из России, ликвидировалась са-
мостоятельность финской армии. В Финляндии начались демонстрации протеста и сбор подписей под петицией царю с просьбой отменить законы, урезающие автономию Великого княжества. Собрано было 500 тыс. подписей. Петицию повезла в столицу на нескольких подводах депутация из 500 человек, в основном стариков — пасторов и крестьян. Возмутившись поведением финнов и оценив их "как недобрые поползновения" финляндских правящих лиц "между добрым народом моим и мною", Николай II делегацию не принял. Рассчитывая прочнее закрепить Финляндию за Россией, царизм добился обратного результата. В Финляндии усилились сепаратистские настроения, из мирной российской провинции она все более превращалась в один из очагов приближавшейся революции. Покушения царизма на финляндскую автономию способствовали также росту оппозиционного движения в самой России и падению престижа царского правительства в мировом общественном мнении,
Обострение армянского вопроса было связано с изданием в июле 1903 г. царского указа о секвестре имуществ армянской церкви и передаче под контроль государства церковных расходов. Поводом для указа явились агентурные сведения, согласно которым значительная часть этих средств уходила на финансирование национально-революционных организаций. Ответом на эту карательную меру правительства явились массовые акции протеста. В некоторых местах они вылились в кровавые столкновения между властями и народом. В итоге правительство получило опять же обратный результат. Не нанеся серьезного вреда национально-революционным организациям, оно восстановило против себя весь армянский народ.
В отношении евреев правительство Николая II продолжало политику предшествовавших романовских правительств: сохранялись черта оседлости, запреты заниматься сельским хозяйством, квота для студентов высших учебных заведений и ряд других ограничений. Министр внутренних дел В. К. Плеве считал, что "еврейство" по сути своей враждебно "национальному и государственному благу России". Антисемитскими были и взгляды Николая П. Евреи считались главными виновниками и участниками революционного и оппозиционного движений. Антиеврейский настрой властей в условиях роста социальной напряженности в стране в целом и в черте еврейской оседлости в особенности являлся одной из причин возродившихся в начале 900-х годов еврейских погромов, самыми трагическими из которых стали Кишиневский и Гомельский (1903). Последствиями погромов были еще больший рост антиправительственных настроений в еврейском народе и массовый уход его молодежи в революционное движение.
Таким образом, можно без преувеличения заключить, что никто так не способствовал революции, как само царское правительство своей внутренней политикой, во всех отношениях неадекватной реалиям рубежа XIX — начала XX вв.