§ 1. Управление церковью. Церковный приход
функции православной церкви
с утверждением абсолютизма в России Русская православная церковь фактически оказалась в полном подчинении у светской власти, а управление церковью превратилось в часть государственного аппарата по церковным делам. Российский император официально считался главой Русской православной церкви. По Духовному регламенту 1721 г. священник, вступавший в должность, приносил присягу на верность императору и обязывался сообщать властям "об открытых на исповеди воровстве, измене или бунте на государя". Тем самым священник в этих случаях принуждался к нарушению тайны исповеди, что являлось прямым нарушением светской властью этого важного канонического правила.
Русская православная церковь, как непосредственно связанная с государственной властью и зависимая от нее, служила важным орудием проведения политики самодержавия: она выполняла важную функцию нравственного воздействия на народные массы с целью воспитания их в духе покорности престолу и прочим "властям предержащим", в том числе и власти помещиков над их крепостными крестьянами.
|
|
Первейшей обязанностью церкви являлось насаждение верноподданнических чувств в народе: подчинения царской власти и ее почитания. На приходское духовенство возлагалась обязанность совершать регулярные поминовения о здравии царской семьи, с поименным перечислением всех ее членов, а в так называемые "царские дни" ("тезоименитства" царя) проводить специальные богослужения. Все царские манифесты и указы обязательно оглашались с церковных амвонов по окончании богослужения, а прихожанам до их прочтения запрещался выход из церкви. За неисполнение этого предписания священнику грозило лишение сана.
Церковь выполняла и функции регистрации актов гражданского состояния православного населения: рождения, брака, смерти, с обязательным исполнением ритуалов крещения, венчания, отпевания. Брак без церковного венчания считался незаконным со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, а само венчание могло совершаться только по предъявлению удостоверения с церковных метрических книг о крещении по православному обряду. С церковью была связана и школа: закон Божий являлся важнейшим предметом в школьном образовании. За. "неблагона-
дежными" лицами устанавливался не только полицейский, но иногда и духовный надзор, возлагаемый на местное духовенство.
Так, под таким надзором находился сосланный в с. Михайловское А. С. Пушкин.
В исполнении своих функций церковь опиралась на поддержку светской власти, охранявшей ее прерогативы в законодательном порядке и принимавшей меры к укреплению ее влияния и авторитета в народных массах. Так, закон "О наказаниях" предусматривал за открытое богохульство каторгу сроком до 15 лет, за избиение священника — тюремное заключение до 8 лет, за переход из православия в "раскол" или "совращение в раскол" других лиц — "лишение всех прав состояния" и ссылку в каторжные работы. За исполнением обязанности прихожан ежегодно бывать на исповеди. и причастии следили не только священники, но и местная полиция, для чего в приходских церквах велись "вероисповедные списки". Крестьянин-отходник, находившийся в длительной отлучке на заработках, обязан был по возвращении предъявлять справку о том, что он там "был на исповеди и причастии".
|
|
Русская православная церковь объявлялась "господствующей и первенствующей", однако не единственной в империи: признавались вероисповедные права и других конфессий, если они не нарушали законов Российской империи и не противопоставляли себя Православной церкви.
Церковное управление Организационно-управленческая структура Русской православной церкви, сложившаяся после упразднения Петром I патриаршества, представляла собой довольно стройную иерархическую пирамиду. Высшим органом ее управления являлся Святейший Синод — законосовещательное административное и судебное учреждение по делам Церкви. Он состоял из из 6—7 высших духовных чинов — петербургского, московского и киевского митрополитов ("первоприсутствующих" в Синоде), а также трех-четырех епархиальных архиереев, периодически в него вызываемых. Однако практически все дела в Синоде вершил обер-прокурор, назначаемый императором из наиболее доверенных ему светских лиц и лично перед ним ответственный. Он имел права министра (по духовным делам) и кроме обычных докладов царю представлял ему годовые отчеты по своему ведомству. Помимо синодской канцелярии, занимавшейся текущими делами, у обер-прокурора была собственная канцелярия, в которой сосредоточивались все наиболее важные вопросы по делам Церкви. При Синоде существовал ряд комитетов и комиссий, ведавших системой духовного образования, монастырями, церковным имуществом, православными миссиями за рубежом, кадровыми вопросами. Все издательское дело церкви было вверено Синодальной типографии: только она имела исключительное право издавать духовную каноническую литературу. При Синоде находилась и духовная цензура, которая
контролировала не только всю духовную, но и светскую литературу, если в последней рассматривались вопросы церкви и веры.
Вся территория страны подразделялась на епархии (церковные округа), которых насчитывалось в 1800 г. 37, в 1850 г. — 55, в 1900 г. — 62 и в 1914 г. — 67. До 1867 г. епархии по своему статусу подразделялись на три категории — митрополии, архиепископства и епископства. Указом 1867 г. Александра II такое подразделение было упразднено — все епархии по своему статусу были приравнены к митрополиям.
Главу епархий назначал император из трех предлагаемых Синодом кандидатов в архиерейских чинах. Епархиальный архиерей считался "главным учителем веры в пределах своей епархии". Он рукополагал священно- и церковнослужителей и определял их на соответствующие должности. При нем находилась епархиальное управление — консистория в составе 4-6 духовных лиц и гражданских чиновников. Она ведала назначением и смещением священно- и церковнослужителей, привлекала их к суду за нарушения по церковной должности, осуществляла надзор за ведением церковного хозяйства в епархии, строительством и благоустройством храмов, проводила в жизнь распоряжения Синода, составляла для него донесения и отчеты по епархии. Консистория находилась в двойном подчинении — епархиального архиерея и Синода. Кроме того для ведения мелких текущих дел при архиерее находилась епархиальная канцелярия. С 1865 г. при епархиях стали издаваться "Епархиальные ведомости" с приложениями. Помимо официальных епархиальных сведений в них публиковались местные церковно-исторические и этнографические материалы, мемуары духовных лиц.
|
|
С начала XVIII в. указами Синода в наиболее крупных епархиях были введены должности викариев (или викарных епископов) — помощников епархиальных архиереев по управлению епархиями. В XIX в. в управление викариев стали выделяться и части епархий под наименованием викариатов. Так, в Московской епархии было в начале XIX в. 4 викариатства. Указ 1865 г. разрешил иметь викарных епископов всем епархиям, если они располагали для этого необходимыми материальными средствами. В связи с этим численность викариатств существенно выросла: если в 1799 г. было всего 5 викариатств, в 1851 г. — 11, то в 1891 г. — 38. Викарный епископ носил титул "викарного преосвященного" и именовался по названию того уездного города, который назначался центром викариатства. Викарный епископ мог рукополагать священно- и церковнослужителей в пределах своего викариатства, однако не имел ни кафедрального храма, ни консистории.
Вне епархий находилось духовенство придворное, военное и при русских посольствах за рубежом. Во главе придворного духовенства стоял духовник царя, носивший титул протопресвитера московского Благовещенского собора — издревле главной придворной церкви. В его ведении находилось 13 придворных приходов.
Военное духовенство возглавлял обер-священник армии и флота. Он также носил титул протопресвитера. Каждый полк и флотский экипаж составляли церковный приход. В XIX в. существовало свыше 270 военных церковных приходов. И придворный и военный протопресвитеры имели ранг и прерогативы епархиального архиерея.
|
|
Епархии подразделялись на более мелкие церковные округа — благочиния— во главе с благочинными, как правило, в ранге протоиереев. В каждом из благочинии состояло от 10 до 15 церковных приходов. Благочинный обязан был дважды в год объезжать свой округ, проверять исправное ведение метрических книг и другой церковно-приходской документации, следить за "расколоуче-ниями", выявлять "зачинщиков суеверных действий", которых затем следовало отдавать под надзор губернского прокурора. Ежегодно благочинный представлял епархиальному архиерею "клировые ведомости" о состоянии приходов своего округа: численности прихожан, крещениях, венчаниях, числе умерших, о самом приходском духовенстве, с отметками о "поведении и исправности" каждого члена причта, о наложенных на них взысканиях за правонарушения.
Первичной церковно-административной единицей являлся приход, в котором обычно насчитывалось от 1 тыс. до 2 тыс. прихожан. Приходское духовенство (причт) состояло из священнослужителей и церковнослужителей. К первым относились рукоположенные в священнический сан епархиальным архиереем иереи (пресвитеры), имевшие право священнослужения, и их помощники — дьяконы, ко вторым — причетники, псаломщики, пономари и пр.
Для посвящения в священнический сан и назначения на должность приходского священника обязательными условиями в Русской православной церкви были окончание духовной семинарии и вступление в брак посвящаемого. За выслугу священнику присваивался сан протоиерея (иначе он назывался протопресвитером или протопопом), а дьякону — протодьякона. Прихожане избирали на три года церковного старосту для заведования церковным имуществом и сбором пожертвований на благоустройство храма, но вне его контроля находились платы за требы, которые получал священник. Должность церковного старосты считалась престижной. Как правило, он избирался из наиболее состоятельных прихожан. За безупречную службу его могли наградить от имени императора медалью.
До конца XVIII в. за церковными приходами сохранялось право выбирать себе приходского священника, однако на практике священники уже тогда в большинстве случаев не выбирались, а назначались в приходы епархиальным архиереем. Павел I отменил став-
шее формальным право прихода выбирать себе священника. Эта должность отныне стала передаваться только по наследству, как правило, старшему сыну, обязанному закончить духовную семинарию. Остальные сыновья с духовным образованием являлись кандидатами на вакантные приходы, или же им приходилось довольствоваться должностью Дьякона в приходе своего отца, а то и исполнять обязанности причетника. Если у священника были только дочери, то за старшей сохранялось священническое "место", которое занимал потом ее муж — обязательно из духовной среды и получивший духовное образование в семинарии. Однако многие лица из духовного сословия из-за отсутствия духовных должностей (или нежелания пойти по духовной стезе своих родителей) шли на гражданскую службу, поставляя кадры чиновников для разраставшегося административно-бюрократического аппарата. Так, во второй четверти XIX в. более трети чиновников были выходцами из духовной среды.
Духовенство являлось неподатным сословием, пользовавшимся рядом льгот. Оно было освобождено от подушной подати и рекрутской повинности, телесных наказаний, воинского постоя, а с 1801 г. получило право приобретать земельную собственность.
Материальная обеспеченность приходского духовенства отличалась значительными контрастами. Существовали "богатые" приходы, обычно в крупных городах, где приходский причт получал хорошие платы за требы и "заказные" службы, но преобладающая масса приходского духовенства, особенно сельского, жила бедно. Сельский священник для содержания своей обычно многочисленной семьи вел такое же хозяйство, как и его прихожане: пахал землю, разводил домашний скот. Скудные платы за требы служили дополнением к его сельскохозяйственным занятиям. При крайнем недостатке средств сельский священник занимался и мелким ремеслом. Сельская попадья, как и простая крестьянка пряла и ткала, ходила в лаптях и домотканой одежде. К тому же сельское духовенство страдало от многочисленных поборов со стороны благочинных и епархиальных архиереев. Даже всякий наезжавший в село чиновник мог безнаказанно обирать попа и рукоприкладствовать. Особенно тяжело было священнику в приходе, принадлежавшем помещику, где тот был для него таким же барином, что и для своих крепостных крестьян: он мог, попирая права священника, выдрать его на конюшне за любую провинность, приказать своим крестьянам не платить ему за требы.
В начале XIX в. в России числилось 25,1 тыс. православных церквей, в 1860 г. — 36,2 тыс., в 1890 г. — 45,7 тыс., в 1914 г. — 54,2 тыс; (кроме того, 23,6 тыс. часовен). Численность приходского (белого) духовенства (без семей) в 1825 г. составляла 102 тыс., в 1860 г. — 118,8 тыс., в 1890 г. — 104,2 тыс., в 1914 г. — 112,6 тыс. человек.