Время первых двух пореформенных десятилетий ознаменовалось активным участием общественной школы в распространении просвещения среди широких слоев народа, расширением гласности, пересмотром законодательства о печати.
Уровень грамотности в стране, по сравнению с предшествующим временем, изменился мало. В 60-е годы в России один учащийся приходился на 135 жителей (для сравнения: в Пруссии — 1:6, Англии — 1:9, Франции — 1: 11, Австрии — 1: 14).
Частью демократического подъема в стране стало общественно-педагогическое движение 60-х годов. По инициативе демократической общественности распространялись формы внешкольного образования. В 1859 г. в Киеве возникли первые в России воскресные школы. Затем они появились в Москве, Петербурге и некоторых других городах. Эти школы были бесплатными, программа обучения в них — значительно шире, чем в казенных школах. Количество воскресных школ быстро росло; по официальным данным, в 53 губерниях в 1862 г. их насчитывалось более 300. Однако в этом же году воскресные школы были закрыты правительством и разрешены лишь через два года, но уже с ограниченной программой обучения.
|
|
Замечательным русским педагогом-демократом, автором учебных книг ("Родное слово", "Детский мир", по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России) был К. Д. Ушинский. Он создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.) и по праву считается основоположником народной школы.
Реформа школы В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных преобразований тех лет и в известной мере — результатом активности демократической общественности. В изданном в 1864 г. "Положении о начальных народных училищах" декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ общественным организациям (земствам, органам городского управления); женщины получили возможность преподавать в школах. Все училища подчинялись Министерству народного просвещения. Поощряя инициативу общественности в организации народной школы, правительство перекладывало на нее и все расходы. При обсуждении реформы начальной школы 1864 г. правительство исходило из того, что "дело народного образования есть дело самого народа".
Земские школы были наиболее распространенным типом пореформенной начальной школы. С 1864 по 1874 гг. было открыто до 10 тыс. земских школ. Их рост несколько замедлился в 80-е годы. К 1914 г. в России работало более 40 тыс. земских школ. Земская трехгодичная школа в сравнении с министерскими начальными училищами отличалась лучшей постановкой обучения, более высоким профессиональным уровнем учителей. Ученик в земской школе, помимо чтения, письма, арифметики и закона Божия, получал элементарные знания по природоведению, географии, истории.
|
|
Финансирование народной школы среди других расходов земства занимало важное место, составляя в 1895 г. около 15% всего бюджета. На средства земства открывались учительские семинарии, комплектовались народные библиотеки, содержались учителя. "Теперешняя народная школа, — писал демократ-публицист Н. В. Шелгунов в 80-х годах, — есть целое здание, над которым мыслящая Россия трудилась 20 лет".
Наряду с земской продолжали действовать церковно-приходские школы. Элементарное образование в них, включавшее чтение, письмо, закон Божий, а также церковнославянское чтение и церковное пение, по своему уровню было ниже, чем в земской школе. Церковно-приходским школам правительство оказывало материальную поддержку, особенно в 80-е годы. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев добился увеличения в 1881—1894 гг. их числа в 8 раз, а государственных ассигнований на эти школы — примерно в 40 раз.
В целом, в середине 90-х годов в России насчитывалось до 44 тыс. начальных училищ (многоклассных, двухклассных, одноклассных). Из этого числа учебных заведений, предназначенных для народных масс, одноклассные составляли более 90%.
Основной формой средней школы продолжала оставаться гимназия. По сравнению с дореформенным временем число их возросло (1865 г. — 96 гимназий, 1871 г. — 123, 1882 г. — 136). В 60-е годы возникли реальные и классические гимназии. Однако с самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права ее выпускников поступать в университет.
В преобладании классического среднего образования и усилении контроля за работой школы правительство видело основной путь борьбы против "пагубных стремлений и умствований", порожденных "духом времени" 60-х годов. Стремясь изменить социальный состав учащихся гимназий, правительство в 1887 г. издало откровенно реакционный, так называемый циркуляр о "кухаркиных детях", носивший, правда, рекомендательный характер.
В пореформенную эпоху изменения коснулись высшей школы. Были открыты новые университеты в Одессе (Новороссийский на основе Ришельевского лицея), Томске. В университетах, получивших автономию по Уставу 1863 г., появились новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. Несмотря на упразднение автономий университетов по Уставу 1884 г., программа обучения в них постоянно совершенствовалась и расширялась. В российских университетах были сосредоточены лучшие научные силы, работали многие выдающиеся ученые (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и др.).
Рост технической оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование технологии производства требовали расширения и улучшения специального образования. В стране возникли отраслевые вузы. В высшие учебные заведения были преобразованы Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище, основанные еще в дореформенное время. В 1865 г. по инициативе Московского общества сельского хозяйства откры-
лась Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия). В ряде городов (в Томске, Харькове, Киеве, Новочеркасске) в конце XIX в. были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения (например, в Петербурге — Институт инженеров путей сообщения) преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений, в которых обучались около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов. Основная масса студентов продолжала обучаться в университетах.
|
|
Что касается женского образования, то в дореформенной России существовали сословные женские учебные заведения, доступ в университеты женщинам был закрыт. В канун буржуазных реформ началось широкое движение за предоставление женщинам нрава получения среднего и высшего образования. В конце 50-х годов появились бессословные женские гимназии, но, с меньшим, по сравнению с мужскими, объемом изучаемых предметов.
В течение недолгого времени, в конце 50-х годов, женщины были допущены в университеты на правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в университеты им не был разрешен. Поэтому многие женщины уезжали учиться за границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех иностранных студенток.
В России в защиту женского образования активно выступали многие ученые: Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. Н. Бекетов, Н. И. Пирогов и др. На рубеже 60-х — 70-х годов были открыты высшие женские курсы. В Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной жизни страны. Женские курсы работали по программе университетов, но их окончание не давало женщинам прав на получение диплома о высшем образовании.
Одной из форм внешкольного приобретения знаний стали народные чтения, распространение которых поддерживалось правительством. Впервые они состоялись в Петербурге в 1871 г., долгое время проводились только в столице и губернских городах, а с середины 90-х годов получили повсеместное распространение. Интерес к народным чтениям был большим. Лекторами выступали, как правило, священнослужители и учителя; преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика. Народные чтения находились под строгим правительственным контролем. В особом постановлении указывалось, чтобы лекции для народа "читались по одобренному министром народного просвещения тексту".
|
|
Современники отмечали рост школ в последние десятилетия XIX в., "оживление деятельности по народному образованию в середине 90-х годов".
Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину образованности в стране. Средний уровень грамотности в России составлял 21,1% (среди мужчин — 29,3%, среди женщин — 13,1%). Высшее образование имели немногим более одного процента населения, среднее образование — 4% по отношению ко всему грамотному населению. Иными словами, уровень образованности в России к концу века определяла начальная школа.
В пореформенной России значительно вырос рынок книжной и журнальной продукции; произошло увеличение полиграфической базы (около 300 типографий в 1864 г. и свыше 1000 — в 1894 г.); возросли темпы книгопечатания (от 2 до 10 тыс. названий в год). Тиражи книг в 4—5 тыс. экземпляров стали обычными. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистики издавались, как правило, небольшими тиражами. В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов доходило до 2 тыс.
В эти годы развернулась деятельность многочисленных книжных издательств, отличавшихся общественно-идейной направленностью и отраслевой специализацией. Крупнейшим книгоиздателем демократической массовой книги был Ф. Ф. Павленков. Он издал много художественных, научно-популярных, детских книг, серию книг "Жизнь замечательных людей", произведения Ф. Энгельса. Впервые он начал выпуск дешевых изданий классиков художественной литературы, предназначенных для учащихся учебных заведений и народных чтений. Свое состояние Ф. Ф. Павленков завещал на открытие бесплатных народных библиотек.
В середине 50-х годов зарождается нелегальная печать. В 1853 г. А. И. Герцен организовал в Лондоне Вольную русскую типографию. Подпольные типографии имели тайные революционные организации 60—70-х годов.
Особенно быстро росла периодическая печать, более четко определилась идейная направленность журналов и газет. Главное место в русской периодике этих лет заняли "толстые" журналы, внешне напоминавшие книгу, рассчитанные на разные читательские вкусы и интересы. Большое влияние в общественно-культурной жизни 60-х годов приобрела демократическая журналистика, и прежде всего "Современник", основанный А. С. Пушкиным в 1836 г. В конце 50-х — начале 60-х годов идейным центром русского либерализма стал "Русский вестник" М. Н. Каткова. Один из наиболее известных буржуазно-либеральных журналов — "Вестник Европы" — издавался с 1866 г. историком М. М. Стасюлевичем.
В период политической реакции возможности для существования прогрессивной печати уменьшились. "Временные правила" 1865 г., появившиеся на волне общественного подъема и отменившие предварительную цензуру, содержали все же много ограничительных для печати мер (предупреждение, приостановка периодических изданий). В 1866 г. был закрыт "Современник", а в 1884 г. — последний уцелевший к этому времени демократический журнал "Отечественные записки", редактором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин. Проправительственную прессу в этот период возглавляли "Московские ведомости" М. Н. Каткова и "Новое время" А. С. Суворина.
Во второй половине века в России увеличивалось число ежедневных газет, во всех губерниях уже выходили официальные "Губернские ведомости". Провинциальные газеты приобретали большой общественно-культурный резонанс. В середине 90-х годов из ста ежедневных газет около 30 выходили в Москве и Петербурге, остальные — в провинциальных городах.
В 50-е годы возобновилась работа многих публичных библиотек, закрытых в 30—40-х годах. Возникли бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки. К концу века в России было свыше 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских народных библиотек и читален.
С 1862 г. существует Публичная библиотека в Москве (ныне — Российская государственная библиотека; до 1993 г. — Государственная библиотека им. В. И. Ленина). Основу ее фондов составило собрание книг, рукописей, произведений искусства одного из просвещенных людей России — Н. П. Румянцева. В течение первых лет библиотека пополнялась за счет дарений частных собраний "для пользы общественной". Так, в библиотеку поступили собрания книг Г. Р. Державина, П. Я. Чаадаева, московского книгоиздателя и коллекционера К. Т. Солдатенкова.
Распространение книги в народной среде в значительной степени осуществляли офени, торговцы мелким товаром. Путешествуя по дорогам России, вместе с незатейливой галантереей, необходимой крестьянину, они несли в своих коробах и книги. В конце 70-х годов правительство издало постановление, по которому офени были обязаны представлять свидетельство о благонадежности, каталог с обозначением всех книг, находившихся в коробе, получать специальное разрешение губернатора на право торговать ими. Введенные в 1882 г. дополнения к "Временным правилам" значительно ограничили круг литературных произведений, которые могли поступать в библиотеки и выдаваться читателям; запрещались учебные книги Ушинского.
Вторая половина XIX в. — время появления в России многочисленных по профилю музеев: исторических, естествен-
нонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных. Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Многие из них возникли при участии общественности.
В пореформенное время получило широкое распространение частное собирательство. Многие из коллекций, собранных в этот период, впоследствии составили значительную часть наших музеев и библиотек. На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи. В начале 80-х годов для посещения была открыта картинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве. В следующем, 1894 г., в Москве появился Литературно-театральный музей, основу которого составила коллекция по истории русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне — Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина). Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин.
К сожалению, многие художественные коллекции не сохранились до настоящего времени как единое целое (коллекции западноевропейской живописи С. И. Щукина и И. А. Морозова), а некоторые из них утеряны (коллекция мебели В. О. Гиршмана).
Наряду с музеями, формой пропаганды технических знаний, произведений искусства стали выставки — всероссийские и региональные. Они проводились не только в столицах, но и в губернских городах. Самой значительной выставкой была Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде (1896). Выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику.
Развитие сферы народного образования, рост грамотности, расширение возможностей для чтения книг и журналов способствовали формированию нового культурного облика человека. Однако нельзя забывать, что процесс демократизации культуры встречал на своем пути много препятствий и объективного, и субъективного характера.