Художественная культура. В пореформенную эпоху в России были созданы произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищни­це русской и мировой культуры

В пореформенную эпоху в России были созданы произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищни­це русской и мировой культуры.


Искусство критического реализма — основное художествен­ное направление того времени — было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Ли­тература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Литература Дух обличительства, критическое отношение к дей­ствительности были характерны для произведений русских писа­телей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных не­справедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую лите­ратуру всегда отличали демократизм и гражданственность.

Литература пореформенного времени представляла собой "яр­кое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реали­стов принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе 60—70-х годов ведущее место принадле­жало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успен­ского, В. А. Слепцова и др.). Появляется демократический роман, в котором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помя­ловского "Мещанское счастье" и "Молотов"). Программным произ­ведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского "Что делать", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествова­ние о "новых людях", их морали и нравственных ценностях. От­ражением острой идейно-художественной борьбы в литературе было появление так называемого антинигилистического романа ("Не­куда" Н. С. Лескова; "Взбаламученное море" А. Ф. Писемского; "Бесы" Ф. М. Достоевского).

60—70-е годы — время наибольших достижений русского клас­сического романа. В этот период были созданы крупнейшие произ­ведения: "Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Война и мир", "Анна Каренина" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского; "Господа Головлевы" М. Е. Сал­тыкова-Щедрина; "Обломов", "Обрыв" И. А. Гончарова и др.

Идейная атмосфера 80-х годов отразилась на судьбах русской литературы и искусства. Внимание писателей и художников начи­нали больше привлекать философские, нравственно-психологиче­ские проблемы. Наступил период, когда "почва действительности" оказалась неблагоприятной для создания крупных произведений. Писатели, пришедшие в литературу в конце 70-х — начале 80-х годов (А. П. Чехов, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко), были авторами произведений малых форм (рассказ, небольшая повесть).


Основными центрами театральной культуры про­должали оставаться Малый и Александрийский театры. В 1882 г. была отменена монополия казенных театров. Значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. Театр становился культурным центром провинции.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. нераз­рывно связано с именем А. Н. Островского, который считал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия А. Н. Островского — замечательное явление национальной художественной культуры. На ней воспитывались мно­гие талантливые русские актеры (П. М. Садовский, Н. X. Рыбаков, П. А. Стрепетова, А. Е. Мартынов, Н. А. Никулин и др.).

Музыкальная культура этого времени отличалась некоторыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубин­штейна было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфо­нические и камерные концерты. В Петербурге А. Г. Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н. Г. Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкаль­ному образованию в России.

В 60-е годы композиторы М. А. Балакирев, и преподаватель пения Г. Я. Ломакин открыли в Петербурге бесплатную музыкаль­ную школу, существовавшую до 1917 г. Она ставила задачу распро­странения музыкальных знаний, пропаганды произведений русских и зарубежных композиторов.

Огромную роль в развитии музыкальной культуры во второй половине века сыграло объединение композиторов "Могучая куч­ка" (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). Название этому объединению дал музы­кальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Одной из основных черт художественной эстетики композиторов "Могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни". Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ("Борис Годунов", "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина). Композиторы "Могучей кучки" много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав несколько сборников русских народных песен.

Достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайков­ского. Он — один из величайших композиторов нашей эпохи, оста­вивший обширное творческое наследие в области балетного, опер­ного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музы-


кальный цикл "Времена года" и др.). Национальная и глубоко на­родная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоциональ­ного воздействия. Наряду с лирическим жизнеутверждающим на­чалом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особен­но в последних его произведениях.

Отличительным свойством пореформенного музыкального ис­кусства была его программность, использование в музыке нацио­нальных мотивов, сюжетов из литературных произведений.

Живопись и скульптура Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".

60-е годы в истории русского изобразительного искусства характеризуются преобладанием социально-бытового жанра. "Жанр не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, — писал Стасов, — а выражение современной потребности... в выражении искусством всех сторон жизни". С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (картины "Сельский крестный ход на Пасхе", "Проводы покойника", "Тройка" и др.).

Развитие бытового жанра послужило предпосылкой одного из самых значительных событий русской художественной жизни вто­рой половины XIX в., известного как "бунт 14-ти протестантов", происшедшего в Императорской академии художеств в 1863 г. Это стало фактом общественной жизни 60-х годов. Ближайшими по­следствиями "бунта" (художники отказались писать дипломную работу на обязательную, заранее заданную академическим началь­ством тему) было заявление выпускников во главе с И. Н. Крам­ским о досрочном выходе из Академии. Впервые произошел откры­тый разрыв с академическим искусством. Это положило начало са­мостоятельному направлению в живописи, эстетика и идейные ус­тановки которого противостояли академизму, официальному направ­лению в искусстве на протяжении второй половины XVIII — пер­вой половины XIX вв.

Идейно-художественное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения "Товарищества передвижных художественных выставок" (просуществовало с 1870 по 1924 гг.).

Передвижничество — ведущее направление в искусстве вто­рой половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Про­граммность творчества передвижников определяли гражданствен­ность, осознание общественных проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвиж­ники внесли в каждый из них новые, существенно важные момен­ты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н. Я. Ярошенко. "Курсистка", "Студент", "Кочегар"). Из-


любленной темой передвижников была родная природа. Художни­ки сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, уди­вительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой. В их работах есть и романтическая одухо­творенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели", показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, об­новления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины пере­давали социальный портрет эпохи, который "представлял лиц, до­рогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею" (Репин).

Замечательную страницу в русское (и мировое) искусство впи­сал И. Е. Репин, художник огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение Репина складывалось в эпоху общественного подъема и буржуазного демо­кратизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, по­нять многие вопросы современной жизни. Новое отношение к наро­ду он показал в картине "Бурлаки на Волге" (1872). Художник ут­верждал скрытую в народе силу. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Му­соргского (1881).

Художники-передвижники неоднократно обращались к исто­рической тематике, причем в их полотнах преобладала националь­ная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам было свойственно изображение переломных мо­ментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. "Петр I допрашивает царевича Алексея", 1871; И. Е. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван", 1885).

Основные достижения исторической живописи связаны с твор­чеством В. И. Сурикова. Его интересовали в русской истории боль­шие социально-политические и духовные конфликты, проявления народной борьбы против официальной государственности и цер­ковности ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем на­родных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.


В 80-е годы бытовой жанр уступал первенство портрету, пей­зажу, историческому жанру, которые в большей степени несли в себе позитивное общечеловеческое начало. Эти новые черты были присущи творчеству В. А. Серова, впервые заявившего о себе как художник в 80-е годы ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888).

Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский, сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию скульптур истори­ческих лиц ("Иван Грозный", "Петр I", "Нестор-летописец", "Яро­слав Мудрый" и др.). А. М. Опекушин, один из представителей мо­нументальной скульптуры, был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, создан­ного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: