Сократ (471-399 гг. до н. э.) родился и вырос в Афинах. Он был каменщиком, письменных работ не оставил. Можно изучить его воззрения по работам его последователя Платона - «Апологии Сократа*, * lipoma -гор*, * Критом». Этот мыслитель примечателен своим активным участием в уличных дискуссиях и бескомпромиссной политической позицией.
Сократ для того чтобы получать не условное, а абсолютное знание, предлагает использовать рационально-логические процедуры. Он вводит понятие веши/явления, в котором их сущность определяется на основании постоянных, главных, а не случайных, второстепенных признаков. Сократ приходит к выводу, что необходимо ставить человека в центр мироздания, т. е. доказывает, что в основе любой натурфилософской или политико-правовой концепции должны лежать этические конструкции.
Сократ вводит три основных постулата этики, которые одновременно являются и тремя основными инструментами рационального познания человеком окружающего мира: это Истина, Добро и Красота.
|
|
Сократ говорит об обязательстве человека доверять своему разуму. Разум человека естественным образом подчиняет его поступки. Он является необходимым условием нравственности поведения человека.
Если человек разумен, он естественным образом ведет себя хорошо. Сократ впервые осмысливает человека как личность, автономную от родового коллектива. Основа гармонии души и тела человека - это его даймонион - смысловое ядро его личности, формирующееся и действующее независимо от внешних условий и обстоятельств.
Модель прямой демократии, в которой индивид помимо личных дел обязан исполнять общественные обязанности, т. е. интересы личности должны подчиняться интересам полиса — и именно в этом заключается нравственность поведения личности.
История Афин времен Сократа отличалась острейшей борьбой родовой аристократии и демоса. Мыслитель однозначно выступал на стороне последнего и считал, что аристократия должна управлять полисом на основе специальных знаний, а не по праву своего рождения. В то же время демос должен разумно подходить к выбору управляющих групп. Сократ резко критиковал неразумность и паразитизм демоса, его стремление переложить ответственность на своих лидеров.
Сократ начал создание типологии государств. Он выделял царство как форму правления, основанную на воле народа. Царство отличается от тирании — правления, основанного на воле царя. Аристократия является формой правления, основанной на исполнении законов, а плутократия — на богатстве.
Оптимальной формой государства является царство, т. к. только в нем управленцы подчиняются законам, которые выражают народное благо и выражаются в народной воле.
|
|
Сократ впервые вводит понятия естественных и позитивных законов, а также критерий законности государственных акций — их справедливость.
Он начал создание теории договорных отношений государства и гражданина. Подчинение человека закону важнее его подчинения воле родителей, т. е. государство важнее кровнородственной общины.
Проблему несоответствия законов и личных стремлений граждан Сократ решает ее в рамках своей договорной теории: гражданин имеет право выбирать государство, в котором он будет жить, но если он выбрал какой-либо полис, то он обязан подчиняться его законам. Если гражданина не устраивают отдельные законы, он вправе бороться за их изменение, но исключительно законными методами.