Уравновешенное государство» Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) происходил из крестьянской семьи. Блестящие способности позволили ему получить юридическое образование и стать преуспевающим адвокатом и сделать прекрасную карьеру на государственной службе.

В 76 г. до н. э. Цицерон стал квестором (военным интендантом) на Си­цилии. В 69 г. он стал эдилом в Риме, т. е. занял должность, дающую до­пуск на заседания сената. В 63 г. Цицерон становится консулом и после успешного подавления заговора Катилины избирается в сенат.

В 57 г. он получает должность наместника Киликии. В 49 г. он возвращается в Рим и в условиях ожесточенной борь­бы между Цезарем и Помпеем вторично уезжает в свое поместье. В 44 г. Цезарь погибает. Цицерон выступил на стороне Октавиана, ведущего вой­ну против Антония, но после того как они между собой договорились о пе­ремирии, он был убит.

Основные работы - «О государстве» и «О законах» (54-51 гт. до н. э.).

Цицерон был сторонником умеренной «буржуазной» добродетели, ко­торой отличалась Римская республика в пору своего расцвета, и решитель­но критиковал нравственную деградацию как верхов, так и низов римско­го общества в эпоху перехода к империи.

Он был противником войн, переворотов, диктатур, сторонником воз­врата «золотого века» стабильности и внутреннего мира республики. Ци­церон выступал за преимущество «тоги» над «мечом» как закона над наси­лием.

Мыслитель выступал за построение государства на началах разума (основной закон природы). Разумное начало, по мнению Цицерона, — это то, что роднит человека и богов и от­личает их от животных. Разум лежит в основе мировой гармонии и вопло­щается в законах природы и государства. Эти законы, в свою очередь, яв­ляются критерием справедливости устройства государства и общества.

Справедливость в строительстве и деятельности государства имеет в качестве политической цели обеспечение единства государства, которое проявляется в доминирования общих интересов над частными. Начало справедливости объединяет и индивидов, и сословия. Государственные законы (интересы) должны доминировать над частными, т. к. если госу­дарственные интересы выражаются в объективном знании и преследуют цели справедливости, то частные интересы выражаются в субъективных мнениях и преследуют цели либо материальной выгоды, либо захвата вла­сти и использования ее в корыстных целях.

Цицерон считает, что каждая из форм государства в правиль­ном виде не стабильна и угрожает переходом в неправильную форму: мо­нархия - в тиранию, аристократия - в плутократию, а демократия - в инархию. Чтобы предотвратить подобный крах государства, Цицерон пред­лагает создать «уравновешенное государство», моделирующее, по его мне­нию, раннюю Римскую республику.

Сам термин «respublico* у Цицерона означает сущность государства как «дела народа*, функционирующего на основании одного из главных по­стулатов римского права — «благо народа есть высший закон*. Он осуще­ствляет юридизацию понятия «государство» как «общего правопорядка», фиксируя права и обязанности сословий.

В «уравновешенном государстве» Цицерона существуют и уравновеши­вают друг друга:

— институт царской власти консулов, которая обеспечивает стабиль­ность исполнительной власти и готовность народа подчиняться издаваемым ею законам на основании веры в ее божественный характер, выражающийся в качестве благоволения;

— институт выборных оптиматов (сенаторов или в греческом вариан­те - аристократов), основное достоинство которых - мудрость (т. е. компетентность) и которые обеспечивают эффективность го­сударственного управления;

— институт народной власти трибунов, чьи функции опираются на главное достоинство народа — стремление к свободе, — и которые заключаются в защите этой свободы от возможных попыток дру­гих государственных органов или лиц установить диктатуру.

В концепции Цицерона обосновывается необходимость юридической эмансипации рабов. У Цицерона - это люди, хотя и неполноправные наемные работники. Свободные граждане управляют рабами для их же пользы и, следователь­но, должны требовать от них разумно определенную работу, но и предо­ставлять необходимые средства к существованию. В этом проявляется вли­яние на мыслителя идеи стоиков о принципиально единой природе всех людей.

Цицерон определяет право как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное и вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления от­пугивает».

В основе права лежит справедливость как вечное, неизменное и неотъем­лемое свойство природы в целом и природы человека в частности. Первое требование справедливости заключается в отказе от нанесения вреда ок­ружающим как условии человеческого общежития. Отсюда вытекает вто­рое требование — неприкосновенность чужой собственности.

«Природа» как источник естественного права включает весь окружаю­щий человека физический и социальный космос, все формы человеческо­го общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватываю­щее его тело и душу. Разумность природы определяет ее законосообраз­ность, упорядоченность существования. Из этого Цицерон выводит прин­цип универсальности права: «под действие закона должно подпадать все». Соответственно, imperium, т. е. мера власти и полномочий магистратов (дол­жностных лиц), как и мера повиновения граждан, должны определяться только законом.

Цицерон так же, как и Аристотель, различает естественное право, кото­рое определяется законами природы, и позитивное право, которое опре­деляется законами и установлениями государства. Позитивное право дол­жно соответствовать естественному, т. е. отвечать нормам разума и спра­ведливости и в то же время соответствовать строю данного государства, традициям и обычаям предков.

У Цицерона впервые появляется «право народов» как зародыш между­народного права, что было связано с качественно большими размерами, сложностью и многообразием населения Римской республики в сравне­нии с греческими полисами. В «праве народов» Цицерона краеугольным камнем является постулат: «договоры должны соблюдаться». Таким обра­зом, он начинает юридизацию как коммерческих, так и военных методов взаимодействия государств.

Для Цицерона идеальный вариант взаимоотношений народов — это мир, а война допускается только как вынужденное средство восстановления справедливости, которое используется в случае невозможности применения мир­ных методов. Цицерон определяет войну как вооруженный конфликт, име­ющий юридическую процедуру начала и конца.

Цицерон различал справедливые (оборонительные) и несправедливые (завоевательные) войны.

В политико-правовой концепции Цицерона впервые появляется идея «Становления «уравновешенного», т. е. стабильного государства, имеюще­го юридический механизм, блокирующий установление диктатуры, гаран­тирующий осуществление государственной политики, направленной на общее благо и подчиненной принципам законности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: