Социологическая юриспруденция Е. Эрлиха - Р. Паунда -К. Ллевеллина

Социологическая юриспруденция возникла в начале XX века на осно­вании критики нормативизма как противопоставление реальной юриди­ческой практики правоприменения догматике правотворчества. Предста­вители данного течения правовой мысли различали право как совокуп­ность норм общественных отношений и законы как абстрактные юриди­ческие схемы, принятые в строгом соответствии с фиксированными про­цедурами.

Эрлих полагает, что основной источник права — это не специализиро­ванные юридические органы, не суд и не парламент, а сами общественные отношения, основанные на принципах прагматизма, плюрализма и полу­чающие правовое оформление на основании свободы судебного и адми­нистративного правотворчества.

В процессе кодификации «организационные нормы» преобразуются в «нормы решений», которые формулируются не всеми гражданами, а юрис­тами-профессионалами. На этом уровне возникает конституционное, уго­ловное и другие отрасли права, которые не воздействуют непосредствен­но на повседневную жизнь индивидов, а лишь обеспечивают функциони­рование базовых организационных норм.

Эрлих считает, что в основе правовых норм должны лежать «природа вещей», «аксиомы доверия» или «привычки общения» индивидов».

По мнению Паунда, право не должно ставить своей задачей устранение конфликтов (что в принципе невозможно сделать), но должно ограничивать их негативные последствия в виде правонарушений и увеличить позитивные последствия в виде сти­мулов для новаций и социальной динамики. Это можно осуществить пу­тем введения конфликтов в рамки правил (законов).

Паунд противопоставляет теоретическое «право в законе» реальному «праву в действии». Он выделяет три аспекта функционирования права:

1) правопорядок или режим регулирования социальных отношений методом государственного принуждения;

2) юридические источники, являющиеся основой для принятия су­дебных и административных решений;

3) судебные и административные процессы.

Паунд определяет право как средство социальной инженерии или как сред­ ство рационального управления и совершенствования общества.

Основной задачей права для него является объединение граждан ради их взаимной пользы.

В трак­товке Ллевеллина социологическая юриспруденция теряет по­нимание права как объективной реальности и предмета для исследования, а значит, сливается с политической социологией. У «реалистов» право превращается в серию чисто субъективных произ­вольных акций, для которых невозможно установить критерий законнос­ти. Они доказывают, что процесс принятия юридических решений судья­ми или другими уполномоченными лицами носит чисто интуитивный ха­рактер, и только потом эти решения получают рациональное обоснование с помощью каких-либо логических операций или ссылок на другие юри­дические акты.

Ллевеллин считает, что право является не самоцелью, а сред­ством для достижения иных социальных целей, для сопоставления и оцен­ ки социальных фактов и психических переживаний. Для них основная функция права заключается не в управлении общественными отношени­ ями, а в оформлении уже сложившихся норм таких отношений. Сами правовые нормы понимаются «реалистами» не юридически, а социо­логически, как совокупность эмоционально значимых символов солидарности индивидов в рамках единого общества/государства и как средство эмоцио­нального утешения людей в случае использования государством против них каких-либо репрессивных мер.

Благодаря работам Е. Эрлиха, Р. Паунда, К. Ллевеллина и Д. Фрэнка юриспруденция обогатилась методологией смежных гуманитарных дис­циплин, что позволило более полно и глубоко понимать сущность и смысл правовых явлений, точнее и эффективнее решать задачи правопримене­ния, диагностики и прогнозирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: