Социологическая юриспруденция возникла в начале XX века на основании критики нормативизма как противопоставление реальной юридической практики правоприменения догматике правотворчества. Представители данного течения правовой мысли различали право как совокупность норм общественных отношений и законы как абстрактные юридические схемы, принятые в строгом соответствии с фиксированными процедурами.
Эрлих полагает, что основной источник права — это не специализированные юридические органы, не суд и не парламент, а сами общественные отношения, основанные на принципах прагматизма, плюрализма и получающие правовое оформление на основании свободы судебного и административного правотворчества.
В процессе кодификации «организационные нормы» преобразуются в «нормы решений», которые формулируются не всеми гражданами, а юристами-профессионалами. На этом уровне возникает конституционное, уголовное и другие отрасли права, которые не воздействуют непосредственно на повседневную жизнь индивидов, а лишь обеспечивают функционирование базовых организационных норм.
|
|
Эрлих считает, что в основе правовых норм должны лежать «природа вещей», «аксиомы доверия» или «привычки общения» индивидов».
По мнению Паунда, право не должно ставить своей задачей устранение конфликтов (что в принципе невозможно сделать), но должно ограничивать их негативные последствия в виде правонарушений и увеличить позитивные последствия в виде стимулов для новаций и социальной динамики. Это можно осуществить путем введения конфликтов в рамки правил (законов).
Паунд противопоставляет теоретическое «право в законе» реальному «праву в действии». Он выделяет три аспекта функционирования права:
1) правопорядок или режим регулирования социальных отношений методом государственного принуждения;
2) юридические источники, являющиеся основой для принятия судебных и административных решений;
3) судебные и административные процессы.
Паунд определяет право как средство социальной инженерии или как сред ство рационального управления и совершенствования общества.
Основной задачей права для него является объединение граждан ради их взаимной пользы.
В трактовке Ллевеллина социологическая юриспруденция теряет понимание права как объективной реальности и предмета для исследования, а значит, сливается с политической социологией. У «реалистов» право превращается в серию чисто субъективных произвольных акций, для которых невозможно установить критерий законности. Они доказывают, что процесс принятия юридических решений судьями или другими уполномоченными лицами носит чисто интуитивный характер, и только потом эти решения получают рациональное обоснование с помощью каких-либо логических операций или ссылок на другие юридические акты.
|
|
Ллевеллин считает, что право является не самоцелью, а средством для достижения иных социальных целей, для сопоставления и оцен ки социальных фактов и психических переживаний. Для них основная функция права заключается не в управлении общественными отношени ями, а в оформлении уже сложившихся норм таких отношений. Сами правовые нормы понимаются «реалистами» не юридически, а социологически, как совокупность эмоционально значимых символов солидарности индивидов в рамках единого общества/государства и как средство эмоционального утешения людей в случае использования государством против них каких-либо репрессивных мер.
Благодаря работам Е. Эрлиха, Р. Паунда, К. Ллевеллина и Д. Фрэнка юриспруденция обогатилась методологией смежных гуманитарных дисциплин, что позволило более полно и глубоко понимать сущность и смысл правовых явлений, точнее и эффективнее решать задачи правоприменения, диагностики и прогнозирования.