Чем отличаются абсолютная и относительная бедность?

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо спо­собен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критери­ем выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с дру­гими людьми. Она является сравнительной характеристикой. Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался пред­метом роскоши, доступными немногим. В 90-е гг. цветной теле­визор появился в каждой семье, а черно-белый считается при­знаком скромного достатка или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не сможет поз­волить себе купить компьютер или японский телевизор.

В каком-то смысле относительная бедность служит разделитель­ной чертой между бедными и зажиточными. Между бедными и бога­тыми, между расточительным образом жизни и прожиточным мини­мумом находится средний класс людей, поддерживающих приличе­ствующий уровень жизни. То, без чего в цивилизованном обществе люди не могут обойтись, и есть уровень приличествующей жизни.

Приличествующий уровень жизни — это количество материаль­ных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достой­ный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.

До революции в России к беднякам относили неимущих, ма­лоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство — это крестьянское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бед­ность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собираю­щий милостыню.-

Нищие - это люди, способные удовлетворять только физиче­ские потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует назы­вать нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К. нищим правильнее от­носить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В од­них случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других - нищих и попрошаек окружа­ли ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в од­ной и той же стране на протяжении разных эпох.

Бедные не являются экономически самостоятельной катего­рией, т. к. не способны обеспечить материальное благополучие семьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, пособиям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверени­тет, но не лишаются конституционных прав и социальных при­вилегий, существующих в обществе. Правда, реализовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная жизнь суще­ствует как бы не для них. Формально бедные имеют доступ к вы­сококачественному медицинскому обслуживанию и образова­нию, но реально доступ к ним для них закрыт.

Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Если у них нет машины, то в США они, к примеру, не могут пользоваться загородными су­пермаркетами, где цены ниже, довольствуясь местными магази­нами, где цены выше. Обычно они покупают продукты неболь­шими партиями, а это дороже, чем если бы они покупали оптом или большой партией. Часто им приходится пользоваться креди­том и, следовательно, платить дополнительный налог.

Бедняки живут в непристижных, перенаселенных и кримино­генных частях города, в некомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худ­шие стартовые условия в жизни, и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

В США в состав бедных включают следующие группы: безра­ботные, малооплачиваемые рабочие, недавние иммигранты, люди, переехавшие из деревни в город, национальные меньшин­ства (особенно негры), бродяги и бомжи, люди, не имеющие воз­можности работать из-за старости, увечья или болезни, непол­ные семьи во главе с женщиной.

Раньше в СССР к категории бедняков относили одиноких пенсионеров, членов многодетных семей, инвалидов (с детства, по причине травмы или заболевания), а сегодня в России к ним добавилась часть интеллигенции, безработные и жители дере­вень. В обыденном сознании раньше существовал такой крите­рий: к бедным надо относить тех, кто стоит в бесконечных очередях у магазинов. Сегодня очередей нет. В магазинах много това­ров, но у населения мало денег.

Бедность в России по своему происхождению может быть искус­ственной, ситуативной и естественной. Ситуативная бедность - наследие советского прошлого, породившего экономику, однобоко ориентированную на добывающую и тяжелую промышленность. Преодоление этой бедности связано с разработкой и реализацией региональных целевых программ ликвидации физически и мораль­но устаревших производств, переобучения рабочей силы, внедре­ния новых российских и зарубежных технологий. Искусственная бедность - результат просчетов в макроэкономической политике и потому может и должна быть искоренена. Естественная бедность - спутница исторического развития, и поэтому неустранима как яв­ление, но ее глубина, интенсивность могут и должны быть сокраще­ны до общественно приемлемого состояния.

Иначе говоря, в первом случае речь идет о целевых государствен­ных инвестициях и бюджетном финансировании, о поощрении це­левых российских и иностранных частных инвестиций, о внесении корректив в налоговую политику, в экспортные и импортные по­шлины; во втором - о создании адекватного механизма обществен­ного воспроизводства и о пересмотре системы оплаты труда; в тре­тьем - о создании адекватного механизма перераспределения.

Бедность является следствием многих факторов, среди кото­рых российские ученые выделяют:

• экономические (падение доходов населения, высокая диф­ференциация, низкая заработная плата, безработица);

• социальные (инвалидность, старость, детская безнадзор­ность);

• демографические (неполные семьи, семьи с высокой на­грузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

• политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей и нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция);

• регионально-географические (депрессивные монопро­мышленные регионы, дотационные регионы с низким экономи­ческим потенциалом, северные регионы, зависимые от центра­лизованных поставок продовольствия и ресурсов).

Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда и, следовательно, по отношению к бедности являются: родители-оди­ночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несо­вершеннолетних детей, молодежь, неспособная найти работу после окончания учебного заведения, безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени), работники старших возрастов, инвалиды, мигранты. Дополнительными фак­торами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус.

Имеет место феминизация бедности: к группам с высоким рис­ком бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как пра­вило, женщинами и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины.

Если рассматривать половозрастной состав населения с де­нежными доходами ниже величины прожиточного минимума, то наиболее высокий удельный вес бедности (в процентах от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмеча­ется среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (4 1,9%) и женщин в воз­расте от 31 до 54 лет (36,4%)'.

Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что на фоне социальной бедности с тради­ционными категориями населения - многодетными семьями, неполными семьями с детьми, семьями с высокой нагрузкой иж­дивенцев, одинокими пенсионерами, инвалидами - растет эко­номическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным насе­лением не может служить источником благосостояния по следу­ющим причинам:

• отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особен­но в малых городах и поселках), где экономика определяется небольших кругом предприятий (а зачастую одним - градообразую­щим) стагнирующих отраслей промышленности;

• нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное воз­награждение в зависимости от эффективности и качества труда.

Что представляет собой социальная стратификация? Какие существуют критерии стратификации современного общества?

Социальная стратификация - это то же самое, что расслоение. Наука уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Осно­ванием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую сту­пеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Крупные общественные страты именуют еще классами, внут­ри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, которые, собственно, и называются слоями, или стратами. Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров) слои. Средний класс состоит из трех слоев, а низший, или бедный, класс - из двух. Самый нижний слой его именуют еще андерклассом, или «со­циальным дном».

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место чело­века в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Приписываемый статус характери­зует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закры­тое общество, в котором переход из одной страты в. другую прак­тически запрещен. К таким системам относят рабство и касто­вый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допуска­ются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной ле­стнице. К такой системе относят классы (капиталистическое об­щество). Наконец, феодальное общество с присущим ему со­словным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации.

рабство касты сословия классы
закрытое общество открытое общество

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии -стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов страти­фикация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.

Рабство — исторически первая система социальной стратифи­кации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавило­не, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практи­чески до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и раз­витая форма, или классическое рабство, существенно различают­ся. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хо­зяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба оконча­тельно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое обще­ство и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабо­владельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Афри­ке. Индия - классический пример кастового общества. Оно воз­никло на развалинах рабовладельческого в первые века н. э.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в кото­рой человек обязан исключительно рождению. Он не может перей­ти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской рели­гией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Со­гласно ее канонам люди проживают больше, чем одну жизнь. Каж­дый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низ­шую касту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) - и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасае­мые (отверженные) - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменя­ются классами. Индийский город все больше становится клас­совым, а деревня, в которой проживает 7/|0 населения, остается кас­товой.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Ев­ропе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положе­ния и привилегий. Классическим образцом сословной организа­ции являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество дели­лось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и неприви­легированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X— XIII вв. главных сословий было 3: духовенство, дворянство и крестьянство. В.России со второй половины XVIII в. утверди­лось сословное деление на дворянство, духовенство; купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Член­ство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому со­циальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной служ­бой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсослов­ные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у пра­вителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика час­тично сохранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуа­лом обращения. В феодальном обществе государство присваива­ло отличительные символы главному сословию — дворянству.

Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. суще­ствовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «ка­мергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «пре­восходительство» и «светлость». Стержнем системы титулов выступал чин - ранг каждого государственного служащего (во­енного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Петр I учредил новую систему зва­ний, известную как «Табель о рангах». Каждый род государ­ственной службы — воинская, штатская и придворная — делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, ко­торый получил название классного чина. За его обладателем зак­репилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство — поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потом­кам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, преда­ния, титулов и орденов. Так в сознании постепенно формирова-

лись чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они состав­ляли понятие «дворянской чести», важной составляющей кото­рой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанно­му имени. Благородное происхождение потомственного дворя­нина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кас­товом и сословно-феодальном обществах фиксировалась офи­циально-правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить при наличии способностей, образова­ния или доходов из одного класса в другой. В существующей типо­логии выделяются три класса и по несколько слоев внутри них.

Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», ко­торые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый об­раз жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, за­хвативших высшие посты в промышленности, бизнесе, полити­ке. Типичные представители — профессиональный баскетбо­лист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высо­кооплачиваемых профессионалов, как-то: крупные адвокаты, из­вестные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни при­ближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию ху­дожественных раритетов они еще позволить себе не могут.

Средний — средний класс представляет самую массовую про­слойку развитого индустриального общества. Она включает всех хо­рошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессио­налов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний — средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содер­жанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к ум­ственному труду. Отличительная черта - приличествующий образ жизни.

Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифици­рованных рабочих, занятых в массовом производстве, на мест­ных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный

досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), прими­тивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего пере­биваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших за­ключенных, бомжей и т. п.

Особую, стабилизирующую социальную и политическую об­становку в обществе роль играет средний класс. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения - от 60 до 80%. К среднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимате­лей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (ме-, неджеров). В российском обществе, считающимся переходным, а} потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и со­ставляет по разным оценкам от 12 до 25%. По мере развития про­мышленности и подъема экономики нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать.

Средний класс разделяет два противоположных полюса, бед­ных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.

Средний класс - самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в сред­ний класс входят те, кто обладает экономической независи­мостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия. Они — социальный хре­бет общества.

Наличие в обществе среднего слоя и его значительный коли­чественный вес стабилизируют социально-политическую об­становку, создают гарантии демократического пути развития общества.

Что называют социальной мобильностью? Какие основные виды ее существуют?

Как мы уже выяснили, социальный статус - определенная по­зиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется в статусным набором.

Статусный набор каждого человека индивидуален, т. е. непо­вторим во всех деталях. Он как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

Смена одного статуса на другой, как правило, означает пере­ход человека из одной социальной группы в другую — из подрост­ков в юноши, из католиков в православные, из школьников в студенты и т. д. Люди находятся в постоянном движении, а об­щество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса называется со­циальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его вне­запное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитро-мудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц — ко­ролем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повы­сив тем самым свой статус и престиж.

Однако человеческая история складывается не столько из ин­дивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» - инженерами, программистами, операто­рами роботизированных комплексов. Войны и революции пере­краивали социальную структуру общества, поднимая на верши­ну пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения про­изошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной эли­те приходит бизнес-элита.

Существуют два основных вида социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность под­разумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, кас­ты) в другую. В зависимости от направления перемещения суще­ствуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобиль­ности увольнение, разжалование — пример нисходящей. Гори­зонтальная мобильность подразумевает переход индивида из од­ной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собствен­ную, вновь образованную), из одной профессии в другую. По­добные движения происходят без заметного изменения социаль­ного положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит гео­графическая мобильность. Она подразумевает не изменение ста­туса или группы, а перемещение из одного места в другое при со­хранении прежнего статуса. Примером выступает международ­ный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к пере­мене места добавляется перемена статуса, то географическая мо­бильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это геогра­фическая мобильность. Если же он переселился в город на по­стоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миг­рация. Он поменял профессию.

Кроме того, социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лест­нице вместе со своей группой (сословием, классом), и индиви­дуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосу­дарственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, ученые относят: социальный статус семьи, уровень по­лучения образования, национальность, физические и умствен­ные способности, внешние данные, получение воспитания, мес­то жительства, выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандар­тов другого класса. Часто приспособление к новым условиям ос­тается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Приведите другие лите­ратурные персонажи, которые иллюстрировали бы поверхност­ное усвоение манер поведения при перемещении из одного клас­са, слоя в другой).

Во всех индустриально развитых странах женщине продви­нуться сложнее, чем мужчине. Если они повышают свой соци­альный статус, то делают это часто благодаря выгодному замуже­ству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие про­фессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужчину». Как вы думаете, что это за профессии или место работы? Приведите примеры из жизни, когда замужество выступало в роли «со­циального лифта» для женщин незнатного происхождения.

В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не фор­мировалась буквально из всех слоев общества.

Самым динамичным советское общество было не только в пла­не 'образования и социальной мобильности, но и в области индуст­риального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это — признаки совре­менного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.

Групповая мобильность особенно активна, заметна в кризис­ные, переломные для общества периоды. К ним, в частности, отно­сится индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Развитие промышленности 3 сто­летия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация вызвана не только межклассовыми, но и внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале XX в. преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механиза­ция, а затем автоматизация потребовала расширения рядов квали­фицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е гг. 40% рабочих были мало- или не квалифицированными. В 1966 г. их осталось 20%.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфе­ра промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Мелкие фер­меры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего клас­са. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвои­лась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза. В индустриальном обществе структура народного хозяй­ства определяет мобильность. Иными словами, профессиональ­ная мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных осо­бенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Сегодня свыше 50% рабочей силы заняты ум­ственным трудом в сравнении с 10—15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокраща­лись вакансии в рабочих специальностях и расширялись в управ­ленческих. Но управленческие вакансии заполнялись предста­вителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Об-

разевавшийся в 50-е гг. вакуум частично заполняла рабочая мо­лодежь. Это стало возможным благодаря доступности высшего образования для рядовых американцев.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Наибо­лее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку вертикаль­ная мобильность существует в любом обществе, даже в перво­бытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысив­шись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благо­даря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолю­динов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командую­щих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архи­епископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника, П. Сорокин изучил 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григо­рием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившие­ся позиции заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения, церковь была каналом нисходящего движения. Тыся­чи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, ра­зорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцо­гов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конк­ретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны от­носятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих стра­нах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком об­ществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Пример «длинного лифта» представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были от­крыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзаме-

ны. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отби­рались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоплен­ных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и дей­ственных способов социального продвижения. В XV—XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высо­кого положения только те, кто имел деньги, а не знатное проис­хождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь не­которые занятия и профессии способствуют накоплению бо­гатств. Согласно его расчетам в 29% случаев это позволяет сде­лать занятие фабриканта, в 21 % — банкира и биржевика, в 12% -торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, го­сударственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных соци­альных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знат­ным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, по­лучив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматичес­ки. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это ста­ло обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях роди­тели не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленчес­кая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

 

Раздел 4. О роли социологических исследований в социальной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow