Вопрос 17. Программа конкретно – социологического исследования: методологический раздел

Методологический раздел - основной раздел. В свою очередь можно разделить на следующие позиции:

ü Целеориентация исследования. Обоснование проблемы исследования. Объект исследования — область социальной действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. Предмет исследования — значимые стороны объекта, подлежащие изучению, качественная характеристика объекта. Конкретные границы исследования устанавливаются путем формулировки целей и задач исследования. Цель ориентирует на получение конкретного результата. Подразделяются на: теоретико-познавательные (разработка и проверка теоретической концепции) и практическо-прикладные (предполагают разработку рекомендаций).

ü Системный анализ объекта исследования – описание соц-го объекта как социальной системы, т.е. элементов, их связей, характерных для изучаемого объекта. Объект Системный анализ предполагает выделение блоков, кр. характеризуют систему социального действия: объективные характеристики (соц-дем., паспортичка); показатели соц-ой активности (факт участия, частота участия); субъективные хар-ки (интерес, стимулы, мотивы, ур-нь информированности, удовлетворённость); ценностные аспекты (ценности, нормы, планы на будущее, идеалы); оценка внешних условий.

ü Определение и интерпретация теоретических понятий включает: соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление); достижение однозначности в понимании (составление тезауруса); достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых).

ü Эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам. Это раскрытие значений теоретических понятий через указание операций, кр. делают признаки доступными измерению. Операционализация понятий – переход от концептуального аппарата исследования к методическому инструментарию, это процедура разработки шкал и индексов.

ü Построение модели — это системное описание существенных сторон предмета исследования, охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений. Гипотезы могут быть объяснительными, описательными и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). На основе теоретической модели разрабатывается рабочая модель, при этом из теоретические модели исключают факторы не характерные для конкретного объекта; факторы которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводится исследование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: