Лауреаты Нобелевской премии Великобритании – достижения и прогресс. Тема 6. Экономическое положение Великобритании

Тема 6. Экономическое положение Великобритании.

План лекции.

1. Экономическое положение Великобритании. Колонии. Промышленность.

Расцвет Британской империи.

Причины упадка в промышленности в19- нач. 20 вв.

Развитие экономического потенциала и технической мысли. Неоконсерватизм.

Состояние промышленности на современном этапе. Новое в производстве.

Образование Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения. Переход к единой европейской валюте.

Лауреаты Нобелевской премии Великобритании – достижения и прогресс.

Экономическое положение Великобритании. Колонии. Промышленность.

В XVII веке в Западной Европе ещё продолжали господствовать феодальные отношения, но переход к капиталистическому хозяйству был предопределен. Зарождаются буржуазные экономические отношения, бурный рост промышленности и конкуренция, промышленная революция в Англии, рост экономического и политического значения буржуазии, подчинении деревни городом, усиление антифеодального движения, полная замена связей между людьми денежными отношениями, распространение просветительных идей равенства и свободы.

Англия продолжала оставаться сельскохозяйственной страной. После буржуазной революции середины XVII века, процесс вытеснения мелкого и среднего крестьянского хозяйства крупной земельной собственностью привел к тому, что к середине XVIII века крестьянство, как класс, ушло с исторической арены. В результате этого произошло перераспределение земельной собственности, рост крупного землевладения в развитии капиталистического фермерства.

В 60е гг. XVIII века в Великобритании раньше, чем в других странах, начался промышленный переворот. Одной из предпосылок промышленного переворота стало значительное накопление капитала, которое проходило различными путями, в том числе и посредством роста государственного долга, а, следовательно, и роста налогового обложения. Причем крупный капитал концентрировался в руках небольшого количества людей, которые были способны предоставить государству средства для ведения войны. Накопление капитала происходило благодаря быстрому развитию торговли, а также открытому ограблению Индии. Важными факторами процесса накопления капитала явились окончательное уничтожение класса крестьянства и полный переход сельского хозяйства на капиталистический путь. К числу важнейших предпосылок промышленного переворота относится. Английская буржуазная революция, устранившая препятствия для развития капиталистических отношений. Она открыла путь для быстрого роста производительных сил, утвердила буржуазную собственность на землю, дала мощный толчок аграрному перевороту и ускорила образование национального рынка. Произошел переход от средневековой феодальной монархии к монархии буржуазной. Сложившийся политический союз земельной и финансовой аристократии был долговременным и сравнительно прочным. Этот союз, превратившийся в дальнейшем в союз землевладельцев и всего класса буржуазии, обеспечивал относительную устойчивость английской монархии. При этом аристократия, сохранив монополию политической власти, учитывала интересы буржуазии.

Важным фактором, стимулировавшим промышленную революцию в Англии, была иностранная конкуренция. В частности, в этот период Англия испытывала определенные трудности в сбыте на мировом рынке своего металла и хлопчатобумажных тканей, где серьезную конкуренцию ей составляли Россия, Швеция и Индия с се традиционно качественными и ярко окрашенными естественными красителями ситцами. Победить конкурентов можно было только при условии налаживания фабричного производства и выпуска более дешевой и качественной, а значит, и более конкурентоспособной продукции. Все большее накопление капитала сопровождалось увеличивающимися возможностями его выгодного использования. Войны XVIII века почти все сопровождались захватом новых колоний: в ранее приобретенных колониях росло богатство и увеличивалось население. В американских колониях насчитывалось около 200 тыс. жителей в 1700 г. и от 1 до 2 млн. — через 50 лет. В 1734-1773 гг. белое население британской Вест-Индии возросло с 36 тыс. до 58 тыс., возросло и количество рабов. Вест-Индия была наиболее выгодным из всех британских владений. В 1790 г. в нее было вложено 70 млн. ф.ст. против 18 млн. ф.ст. на Дальнем Востоке, и торговля Вест-Индии с Англией почти вдвое превышала импорт и экспорт Ост-Индской компании.

Такое беспрерывное увеличение колониального богатства и торговли обеспечивало все расширяющийся рынок для британских товаров, который уже не мог быть насыщен домашней промышленностью из-за ручных методов производства. Крупные же и затяжные войны XVIII в., которые велись регулярными армиями, не только приводили к беспрерывному спросу на британские товары, по и вызывали спрос на специальные, стандартизированные товары.

Технические изобретения были сделаны в конце XVIII в. именно потому, что условия того периода заставляли людей искать разрешение проблемы массового производства товаров, что накопление капитала достигло уровня, при котором стало возможным полностью использовать методы массового производства. В XVIII веке Англия была преимущественно сельскохозяйственной страной. Революция в сельском хозяйстве дала следующие результаты:

Во-первых, увеличилась производительность земли, и стало возможным прокормить большое промышленное население в новых городах;

Во-вторых, создалась резервная армия пролетариев, полностью "освобожденных" от всякой связи с землей, людей, не привязанных ни к месту, ни к собственности. Возник отряд свободных рабочих, соответствующих свободному капиталу;

В-третьих, сильно вырос внутренний рынок сбыта для промышленных товаров. Крестьянин периода натурального сельского хозяйства, со своей домашней промышленностью и оторванностью от внешнего мира, мог купить, очень мало. Пролетарию обычно приходилось потреблять намного меньше, но все, что он потреблял, он должен был покупать, что способствовало созданию емкого внутреннего рынка.

С полным превращением Индии в колонию Англии предприниматели увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая его непосредственно в метрополии. Так как производство хлопковых тканей было достаточно новым делом для английских предпринимателей, а внутренний рынок требовал вытеснения традиционной отрасли - производства шерстяных и суконных тканей, хлопковые ткани должны были быть дешевыми и достаточно качественными, что было возможно только при условии их массового, т.е. машинного, производства. Так, в 1733 г, механик Дж. Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое. В 1785 г. Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, работавшего вручную. Параллельно шло быстрое развитие механизации и в другой составной части хлопчатобумажного производства — прядении. Уже в 1738 г. была создана первая прядильная машина, в которой был механизирован процесс прядения, хотя вся машина приводилась в действие еще вручную. Ткач Д. Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на которой можно было работать сразу многими веретенами (до 20), но и эта механическая прялка в движение приводилась рукой человека.

Следующим важным шагом на пути технического прогресса явилось создание первой фабрики с прядильной машиной, работавшей на водяном двигателе. У основателя фабрики Д. Аркрайта появилось много последователей, и если в 1780 г. в Англии было 20 прядильных фабрик, то в 1790 г. их насчитывалось уже 150. Фабрики обычно строились на берегах рек, так как двигателем пока еще оставалось водяное колесо. Однако бурное развитие техники производства тканей и широкое применение машин не могли быть удовлетворены такой механизацией.

Поиски эффективного и универсального двигателя производились и в XVII в., и в первой половине XVIII в. История создания паровой машины представляет огромный интерес. Эта машина, с одной стороны, произвела подлинную революцию в развитии производства, с другой — в работе над этим великим изобретением впервые проявилось единство теории и практики науки и производства. Так, в 1769 г. лаборант университета в Глазго Дж. Уатт (1736 1818) изобрел паровую машину. Продолжая работать над ее усовершенствованием, он в 1784 г. создал паровую машину двойного действия, в которой пар, расширяясь, оказывал давление то на одну, то на другую сторону поршня. Это была подлинно универсальная машина, применяемая в самых различных областях производства, а впоследствии с некоторыми усовершенствованиями и на транспорте.

Ее великая революционизирующая роль в развитии производства заключалась в способности паровой машины играть роль двигателя практически в любых условиях. Созданные Дж. Уаттом совместно с фабрикантом Дж. Болтоном заводы по производству паровых машин должны были, по замыслу изобретателя, "снабдить весь мир машинами всевозможных размеров". В первую очередь паровая машина была применена на хлопчатобумажных фабриках, что привело к резкому увеличению производства. Так, с 1788 по 1803 г. хлопчатобумажное производство утроилось, что дало возможность назвать этот период его "золотым веком".

Широкое производство машин не только потребовало усилий рабочих, техников и ученых, но и развития такой отрасли, как металлургическая. Выплавка железа — один из древнейших видов производства находилась в конце XVII века почти в таком же состоянии, как и три тысячи лет тому назад. Она производилась по-прежнему с применением древесного топлива, запасы которого в Липши быстро истощались. Лишь в начале XVIII века кузнецы начали применять для плавки металла, в частности чугуна, кокс. Решающего успеха в этом добился инженер Л.Дерби, который к железной руде стал примешивать во время плавки на каменном угле негашеную известь и получил чугун высокого качества. В 1756 г. он основал чугуноплавильный завод, который давал свыше 8 тыс. тонн чугуна в год (в 1700 г. во всей Англии было произведено 18 тыс. тонн чугуна). Важным результатом открытия Л. Дерби было увеличение спроса на уголь, который наряду с железной рудой стал главной сырьевой основой промышленности.

Угольная промышленность быстро развивалась. В Южном Уэльсе, Шотландии, Ланкашире и Йоркшире началась разработка новых угольных копей, угледобыча возросла с 26 млн. т в 1700 г. до 76 млн. т в 1790 г. и превысила 10 млн. т в 1795 г. Уголь не мог служить эффективной заменой леса до тех пор, пока средства сообщения внутри страны находились в таком примитивном состоянии, в каком они были в начале XVIII в. Таким образом, наличие угольной промышленности и начало развития тяжелой послужили стимулом к улучшению транспорта и, прежде всего, к строительству каналов.

В 1700 г. было лишь небольшое количество дорог, пригодных для гужевого транспорта во всякое время года. Легкие товары обычно перевозились в тюках; перевозить таким же образом тяжелые громоздкие предметы было невозможно, так как это стоило бы слишком дорого. Перевозка угля из Манчестера в Ливерпуль стоила 40 шиллингов за тонну. Даже после того как между некоторыми важными центрами были проложены более усовершенствованные дороги, стоимость транспорта все же оставалась высокой.

Проблема была решена следующим образом. В 1795 г. герцог А. Бриджуотер поручил инженеру Т. Бридли прорыть канал между принадлежавшими Бриджуотеру копями в Уэрсли и Манчестером длиной в 17,6 км. Эта идея оказалась настолько удачной, что по окончании строительства канала цены на уголь в Манчестере упали ровно наполовину. Двумя годами позже канал удлинили до портового города Ранкорна, благодаря чему Манчестер получил выход к морю. Затем его соединили с рекой Трент и районом гончарного производства. Когда строительство Большого соединительного канала было закончено, транспорт стал в 4 раза дешевле: в связи с этим очень развилась гончарная промышленность, а в Ченшире значительно увеличились разработки залежей соли.

Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и покрылась сетью водных путей. На протяжении только четырех лет (1790 1794) через парламент было проведено не менее 81 акта о строительстве каналов. Вся внутренняя часть Англии, вынужденная до того времени сама потреблять и производить большую часть требовавшихся ей предметов первой необходимости, теперь могла вести торговлю. Пшеница, уголь, гончарные и железные изделия из центральных графств быстро нашли путь к морю. Несмотря на то, что в конце XVIII — начале XIX веков повсеместно были улучшены дороги, каналы все же оставались главным средством перевозки тяжелых и нескоропортящихся товаров, пока через 40—50 лет на смену им не пришли железные дороги.

Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно увеличилось производство металла — с 68 тыс. т в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. — и продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо стали использовать в самых разнообразных областях. В 1779 г. был построен первый железный мост через р. Северн в Колбрукдейле, изготовленный целиком из литых чугунных деталей (с пролетом 31 м и высотой над водой 12 м). В 1787 г. А.Дерби (сын изобретателя нового метода плавки чугуна и владельца крупнейших металлургических заводов) получил от Общества искусств золотую медаль за модель этого моста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: