Развитие экономического потенциала и технической мысли. Неоконсерватизм

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г. возглавила энергичная М. Тэтчер, которая предложила совершенно новую экономическую программу развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватизма. Она отвергала жесткое государственное регулирование экономикой, т. е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы — стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией.

Консервативное правительство М. Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции «тэтчеризма» стали провозглашенный консерваторами возврат к «викторианским ценностям» — уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т. д.

М. Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики «монетаризма», сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и «приватизации» принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица.

Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984—1985 гг. и печатников в 1986 г.

В 1979 г. на долю национализированных отраслей промышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом лености и неэффективности. Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхомбанкротства стремление к повышению эффективности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элементов программы М, Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию — продажу акций нефтяной компании «Бритиш петролеум». Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов — это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.

Следствием проводимой правительством М. Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3— 4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.

Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала - капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

С начала перестройки в британской экономике наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где совокупный показатель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. Однако перестройка в Англии происходила отнюдь не без проблем. В обществе усилилась социальная поляризация. Дело в том, что правительство М. Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, а также жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить трудящихся «жить по средствам», а предприятия - «ужиматься», сокращать рабочую силу за счет интенсификации производства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Результатом такой политики стало то, что средний доход на душу населения в реальном исчислении за десять лет вырос на 23 %. В то же время около 20 % семей имели среднегодовой доход ниже 4000 ф. ст., что являлось достаточно низким прожиточным уровнем для англичан. Правительству М. Тэтчер пришлось столкнуться с проблемой изменения психологии основной массы населения, ибо приходилось разрушать сложившуюся веками систему социальных гарантий «для всех» и заменить новой шкалой ценностей, индивидуалистской — «каждый за себя».

За десять лет (с 1979 по 1989 г.) удалось изменить морально-политический климат в стране, чему в значительной степени способствовали глубокие структурные изменения в самом обществе. Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась социальная группа высокооплачиваемых менеджеров среднего уровня. Вес это привело к тому, что в 80-е гг. к «среднему слою» стали относить себя большинство английских избирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70 % - автомобили, 46 % видеомагнитофоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей.

На рубеже 80 - 90-х гг. в социально-экономической и политической жизни Великобритании появились тревожные признаки. Так, серьезным просчетом консервативного кабинета М. Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды оказались незначительными, а социально-психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства, социально-экономическая политика которого вызвала «раздражение» у многих англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Дж. Мейджор. М. Тэтчер подала в отставку.

Новый премьер Соединенного Королевства практически не изменил экономической программы М. Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной государственной политики в области финансирования наукоемкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот договор был логическим развитием экономических и политических отношений, сложившихся между рядом европейских государств и Англией в рамках НЭС. При его полной реализации Европейский союз должен превратиться, по сути, в экономическую «сверхдержаву», по крайней мере, равную США и значительно превосходящую Японию. Договор предусматривает введение единой денежной единицы, «отмену» границ и создание надгосударственных органов регулирования экономических и политических вопросов.

В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт, и сокращалась безработица. Ясли в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. — 4 %; уровень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %. Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов роста и самых низких за период с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо.

Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно сложной для партии консерваторов. Хотя в своей предвыборной программе в 1997 г. Дж. Мейджор пообещал избирателям постепенное снижение подоходного налога на 20 % и государственных расходов до 40 % ВНП, а также строительство более преуспевающей Британии, на выборах все же победили лейбористы.

Новый премьер Тони Блэр практически не изменил основному экономическому курсу консерваторов, признав, что «тори сделали немало верных шагов в 80-е годы...". Он пообещал, что главными своими задачами будет, во-первых, считать борьбу с безработицей, во-вторых, введение минимума заработной платы, в-третьих, подписание социальной хартии ЕС, против которой выступали консерваторы, чтобы не связывать себя обязательствами, которые могли бы отрицательно сказаться на конкурентоспособности национальной продукции, в-четвертых, развитие системы образования и совершенствование технической подготовки. Кроме того, он пообещал создать ассамблеи Шотландии и Уэльса, провести референдум о целесообразности перехода к «евро» и о внесении поправок в конституцию, а также ввести скользящий налог. Важным моментом в программе Т. Блэра стал отказ от национализации, что привлекло на его сторону многих представителей бизнеса. «В политике важно ставить перед собой выполнимые цели, говорит он, и очень четко сосредоточиться на том, что надо делать». Подводя итоги экономического развития Англии в 80 - 90-е гг., следует отмстить, что «тэтчеризм» применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. «Тэтчеризм» как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: