Спрос - это количество товаров и услуг, которые потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени (количественный показатель). На спрос влияет ряд факторов: ценовые и не ценовые.
В учебниках дают группировку факторов по разному (н-р в ценовые все, где есть слово "цена")
Ценовые факторы:
1) Цена самого товара (спрос и цена находятся в обратной зависимости, это выражает закон спроса - с ростом цены спрос уменьшается при прочих равных условиях);
2) Цена товаров заменителей, или субститутов (при увеличении цены на первый субститут, спрос на второй увеличивается);
3) Цена товаров дополнителей, или комплиментарных товаров, н-р машина - бензин (с подорожанием бензина спрос на машины падает);
Неценовые факторы:
1) Доходы потребителей (с ростом доходов потребителей спрос на нормальные (не нормальные товары - суррогаты) товары растёт);
2) Мода, вкусы, предпочтения, традиции;
3) Внешние условия (время года, время суток, воздействие на потребителя, н-р слухи)или форс-мажорные обстоятельства;
|
|
4) Инфляционные ожидания (приводят к росту спроса в данный период времени);
5) Число покупателей.
Величина спроса - Qd = f(Pt;Pc;Pk;I;...)
Исключение из закона спроса:
1) Спрос на товары Гиффена (товары, составляющие основу в потреблении человека, н-р хлеб);
2) Товары демонстративного потребления (покупка товаров для использования не по функциональному назначению);
3) Товары для сбережения денег (недвижимость, картины и др.).
График спроса: прямая
При действии ценовых факторов положение линии не меняется, для остальных факторов - меняется.