Тема 5. Фигурационные звуки. Классификация применения диссонансов

Вопросы:

1.Проходяшие и вспомогательные звуки.

2. Применение диссонансов.

3. Комбиата.

 

1. Вспомогательными называются диатонические или хроматические неаккордовые звуки, которые помещаются на слабом времени между основным звуком и его повторением.

Проходящими называются диатонические и хроматические звуки, которые появляются на слабом времени между двумя соседними основными звуками, входящими в аккорд.

Вспомогательные и проходящие звуки используются как мелодическое обогащение звуковысотной линии.

2. Диссонансы на слабой доле возможны как проходящие и вспомогательные звуки. Проходящим может быть как диссонирующий, так и свободный звук интервала. В момент разрешения проходящего или вспомогательного звука второй голос должен быть разрешен в звук, консонирующий со звуком разрешения. Только в группе диссонансов на слабой доле такта возможен тритон, который может быть образован только проходящим, но не вспомогательным звуком.

Диссонансы на относительно сильной доле используются как задержания и являются результатом проходящих звуков. Вспомогательные диссонансы на относительно сильной доле не применяются, особенно если они образуются мелкими длительностями.

Диссонансы на сильной доле применяются как задержания. В строгом письме возможны лишь приготовленные задержания с нисходящим разрешением. Таким образом, диссонанс-задержание находится в окружении 2-х консонирующих моментов: предшествующего приготовления и последующего разрешения. Приготавливается, задерживается и разрешается – всегда на ступень вниз – диссонирующий звук интервала.

Условия:

1. Приготовление не должно быть короче задержания: либо равно, либо больше по длительности.

2. Приготовление не может быть четвертной длительностью.

3. В момент разрешения диссонирующего звука, свободный звук либо остается на месте, либо переходит в звук, консонирующий со звуком разрешения.

 

3. Комбиата. Иногда на слабой доле может быть помещен диссонирующий звук, который в дальнейшем уводится ходом более чем на целый тон (в строгом письме – на терцию), то есть сразу не разрешаентся, в чем его отличие от проходящих и вспомогательных звуков. Комбиата – брошенный диссонанс на слабой доле такта. В строгом письме используется лишь изредка, для мелодического разнообразия. Предпочтение отдается нижним комбиатам.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем различие вспомогательных и проходящих тонов?

2. Каковы условия задержаний звуков в полифонии?

3. Дайте характеристику комбиате.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: