Вопросы:
1.Проходяшие и вспомогательные звуки.
2. Применение диссонансов.
3. Комбиата.
1. Вспомогательными называются диатонические или хроматические неаккордовые звуки, которые помещаются на слабом времени между основным звуком и его повторением.
Проходящими называются диатонические и хроматические звуки, которые появляются на слабом времени между двумя соседними основными звуками, входящими в аккорд.
Вспомогательные и проходящие звуки используются как мелодическое обогащение звуковысотной линии.
2. Диссонансы на слабой доле возможны как проходящие и вспомогательные звуки. Проходящим может быть как диссонирующий, так и свободный звук интервала. В момент разрешения проходящего или вспомогательного звука второй голос должен быть разрешен в звук, консонирующий со звуком разрешения. Только в группе диссонансов на слабой доле такта возможен тритон, который может быть образован только проходящим, но не вспомогательным звуком.
Диссонансы на относительно сильной доле используются как задержания и являются результатом проходящих звуков. Вспомогательные диссонансы на относительно сильной доле не применяются, особенно если они образуются мелкими длительностями.
|
|
Диссонансы на сильной доле применяются как задержания. В строгом письме возможны лишь приготовленные задержания с нисходящим разрешением. Таким образом, диссонанс-задержание находится в окружении 2-х консонирующих моментов: предшествующего приготовления и последующего разрешения. Приготавливается, задерживается и разрешается – всегда на ступень вниз – диссонирующий звук интервала.
Условия:
1. Приготовление не должно быть короче задержания: либо равно, либо больше по длительности.
2. Приготовление не может быть четвертной длительностью.
3. В момент разрешения диссонирующего звука, свободный звук либо остается на месте, либо переходит в звук, консонирующий со звуком разрешения.
3. Комбиата. Иногда на слабой доле может быть помещен диссонирующий звук, который в дальнейшем уводится ходом более чем на целый тон (в строгом письме – на терцию), то есть сразу не разрешаентся, в чем его отличие от проходящих и вспомогательных звуков. Комбиата – брошенный диссонанс на слабой доле такта. В строгом письме используется лишь изредка, для мелодического разнообразия. Предпочтение отдается нижним комбиатам.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем различие вспомогательных и проходящих тонов?
2. Каковы условия задержаний звуков в полифонии?
3. Дайте характеристику комбиате.