Типы запросов,обращений к консультанту, по Л. Б. Шнейдер

1. Неконструктивные запросы:

· запрос с предельным обобщением («Я хочу всем нравиться», «Мне нужно, чтобы мой ребенок всегда меня слушался», «Хочу, чтобы он учился лучше всех в школе»…);

· манирулятивный запрос («Сделайте так, чтобы он меня полюбил»…)

· «немотивированный», формальный клиент – запрос фактически отсутствует (лица, направленные учителем, врачом или приведены родителями). В этом случае следует помочь хоть чем-нибудь, что может оказаться эффективным. У консультанта не должно быть ненужного самообвинения.

2. Конструктивные запросы:

· запрос о помощи в самопознании(помощь в самопонимании, в самопринятии…);

· запрос о помощи в саморазвитии («помогите научиться общаться», «научите управлять своими эмоциями»…);

· запрос о трансформации (помощь освободиться от прежнего жизненного сценария);

· запрос о снятии симптома (например, освободиться от страха темноты в помещении – часто бывает у детей…)

 

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ДИАЛОГ, по Р. КОЧУНАСУ

1. Экзистенциальная терапия

Основная задача консультанта – вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность.

Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт «человек-человек», идентичный встрече 2-х равноценных людей «здесь и теперь».

Во время консультативного диалога меняется как клиент, так и консультант.

2. Личностно-центрированный подход К.Роджерса:

Консультативный диалог составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркивается искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и передача этих установок клиентам.

Усвоенные во время консультативного диалога навыки клиент переносит на другие отношения.

3. Психоаналитическое направление:

Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля.

Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.

 

 

Теоретические подходы в практике психологического консультирования

Принципы построения консультативного диалога, по К.Роджерсу

1. Конгруэнтность - искренность, подлинность, аутентичность психолога;

консультативная компетентность психолога.

2. Эмпатия - вербальная («правильно ли я тебя пониманию?..») и невербальная (сопереживание, передающееся через голос, мимику, то есть невербальные средства выражения).

3. Принятие ценностей клиента, доброжелательное отношение к кдиенту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: