Принципы ценообразования на продукцию (работу, услугу)

Тема 2.8. Ценообразование, прибыль и рентабельность

Лекция 11.

Вопросы:

1. Понятие, функции, виды цен. Принципы ценообразования. Государственное регулирование цен.

2. Состав цены по элементам.

3. Доход предприятия, методика его расчета планы за аэронавигационные сборы.

4. Прибыль предприятия, ее виды. Планирование прибыли, расчет налогов из прибыли.

5. Рентабельность как экономическая категория, ее виды. Методика расчета показателей рентабельности.

 

Понятие, функции и виды цен. Принципы ценообразования на предприятии. Государственное регулирование цен.

Цена – денежное выражение стоимости единицы продукции, и т.п.

Тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуги. Цены (тарифы) определяются соотношением спроса и предложения, издержками производства, полезностью продукции (работы, услуги) и другими факторами. Благодаря рыночному ценообразованию экономика все время структурно совершенствуются, обеспечивается ее динамическое развитие.

Цена, тариф (далее – цена) как экономическая категория выполняет ряд важных функций:

Информационная – сведения о наличии продукции (работы, услуги), его качестве, издержках производства и выгодных направлениях развития производства;

Учетная – отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию продукции (работы, услуги);

Сбалансированности спроса и предложения – через цену осуществляется связь между производством и потреблением. Цена сигнализирует о диспропорциях в этих сферах и необходимости принятия мер по их преодолению;

Стимулирующая – формирование экономической заинтересованности предприятий в инновационной деятельности, повышения качества продукции, снижении издержек производства, увеличении выпуска более качественной продукции (услуги).

Распределительная – состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления. Эта функция реализуется через включение в себестоимость прямых и косвенных налогов, которые являются источниками формирования государственных фондов (социального страхования, занятости населения и др.).

Принципы ценообразования на продукцию (работу, услугу).

Ценообразование – процесс установления, регулирования цен и контроля применения установленного законодательством порядка ценообразования хозяйствующими субъектами.

Предприятие изготовитель
Отпускная цена предприятия-изготовителя
Предприятие оптовой торговли
Отпускная цена предприятия-оптовика
Предприятие розничной торговли
Розничная цена
Потребитель
Обычно продукция (услуга) проходит три стадии товародвижения. На предприятиях каждой стадии устанавливаются различные виды цен (рис.1).

Рис. 1 Виды цен по стадиям товародвижения

 

Отпускная цена предприятия изготовителя – цена, применяемая при расчетах между предприятием – производителем продукции и предприятиями-покупателями, за исключением населения. Предприятием-покупателем может выступать оптовое предприятие, которое приобретаем товар для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией с учетом собственных расходов и рыночных факторов.

Розничная цена – цена, по которой продукция (услуги) приобретается населением у розничных торговых предприятий, на рынках. Она является ценой конечного потребления.

В этой цепочке (рис.1) каждый из последующих видов цен включает в качестве составной части предыдущую: отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена – отпускную цену оптового предприятия.

По способу установления различают цены свободные (договорные) и регулируемые.

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей. Эти цены формируются под воздействием спроса и предложения продукции (услуги) на биржах аукционах, тендерах.

Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны государственных органов управления путем принятия законодательных, административных и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития национальной экономики. Регулирование цен (тарифов) может осуществляться в двух формах: прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных или предельных цен; косвенное – путем проведения фискальной политики (через налоги и дотации), денежно-кредитной политики (количество денег в обращении), госзаказы, нормированием затрат, включаемых в цену.

С целью ограничения уровня монополизации применяются методы регулирования цен, основанные на установлении:

предельного норматива рентабельности – предельного отношения прибыли к себестоимости, выраженного в процентах;

предельной торговой надбавки – ограничения к регулируемой цене в сфере обращения;

Декларирование цен – регистрация цен юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на рынках. Примером декларирования цен является «Прейскурант на услуги аэропортов, по обслуживанию и эксплуатации воздушных трасс сообщения и по управлению воздушным движением» (постановление Минэкономики от 30.03.2004 № 889, в редакции постановления от 02.08.2011 № 124).

Вопросы регулирования цен в Республике Беларусь находятся во введении Министерства экономики. В настоящее время Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством. В этот перечень входят социально значимые товары и услуги. Цены на товары (работы, услуги) не вошедшие в перечень, устанавливаются производителями самостоятельно и регулируются рыночным спросом и предложением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: