Этапы формирования, перенос и перестройка двигательного навыка

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1 Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Основные задачи.

1 Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.

2 Создать двигательные представления по основным опорным точкам путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.

3 Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах.

4 Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

2 Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение.

Основные задачи.

1 Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2 Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3 Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1 Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2 Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. 3 Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся.

3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи.

1 Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2 Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.

3 Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования.

4 Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: