Историк по образованию. Преподавал в университетах Швейцарии и Германии. Издавал «Ежегодник экономики и статистики». Считал, что необходимо изучать все нововведения, которые происходят у европейских народов, а история помогате усовершенствовавать существующие теории. Он не был социалистом. Предлагал рассматривать общество, не делая акцентов на классы. «Политическая экономия настоящего и будущего» - фундаментальная работа. Критиковал политическую экономию за слишком нормативный подход. Выделял 3 эпохи в развитии политэкономии: натуральное, денежное, кредитное хозяйство – развитие банковской системы и развитие доверия людей. Политэкономия должна быть исключительно наукой о законах экономического развития нации.
- настаивал на соц. реформах
- исторический метод- беспристрастное наблюдение
Книс
Политэкономия- история экономических мнений
«Политэкономия с точки зрения исторического метода» - историко-философ интерпиртация экономич. явлений, развивающихся под воздействием материальных и духовных факторов.
Можно говорить об аналогиях экономич. Эволюции у разных народов
представители исторической школы широко водили в свои работы исторический и статистический материал, их работы сводились к описательности и полезности.
41. Молодая историческая школа (Г. Шмоллер, Г. Шенберг, К. Бюхер, Л. Брентано)
70-е годы завершается объединение Германии. Государство должно осуществлять соц-эконом. политику.
Выступали прежде всего против марксизма, распространявшегося с необычайной быстротой среди немецкого пролетариата. В этом заключалось главное отличие новой исторической школы от старой, которая противостояла в первой половине XIX в. классической школе и утопическому социализму. В то же время в борьбе с марксизмом Шмоллер и его единомышленники активно пользовались приемами, характерными еще для школы Рошера: отрицанием логически последовательной абстрактной теории, эклектизмом(противоречивость теорий), разжиганием националистических предрассудков. Выделилось консервативное крыло и либеральное
Шмоллер (1838-1913)
Продолжал идеи предшественников. Пытался показать и обосновать определенные немецкие национальные особенности экономики. Необходимо проводить исследования.
Основные работы: «История немецкой мелкой промышленности», «Очерк всеобщего учения о народном хозяйстве» - фундаментальная работа в 2 томах.
Пытался рассматривать не частное хозяйство, а народное хозяйство. Народное хозяйство – трактовал не как сумму хозяйственных субъектов, а как организм, части которого частное хозяйство. Мозгом и силой данного организма (народного хозяйства) считал государство. Развитие экономики он трактовал как изменение институтов, процесс направляемый государством. Настаивал на экономических реформах. Развитие общества осуществляется по восходящей линии. Много внимания уделял морально-нравственным аспектам. Государство должно защищать низший класс
Различал 5 общ. формы организации хозяйства: 1)домашнее 2) городское 3)территориальное 4) гос-венное 5)мировое
Густав Шенберг.
Работа: «Современное учение о народном хозяйстве в жизни и в науке»
В экономике нет законов, они существуют только в природе. Выделял 5 стадий экономики:1)охота и собирательство 2)скотоводство 3)земледелие 4)ремесло 5)торговля и промышленность. Считал, что в экономике главную роль играет согласованное распределение.
Не был сторонником государственного социализма. Считал, что государство должно касаться только отдельных проблем. Интересовал рабочий вопрос в Германии, не только с точки зрения неудовлетворительных условий, но и как религиозно-нравственную проблему. Подготовил обширную Энциклопедию экономических наук.