По мере того как набирала силу поведенческая революция, представителей которой мало волновали макропроблемы, в нормативной политической теории в 50—60-х годов нарастали признаки существенного спада. Вновь возросло внимание к таким концепциям, как теория А. Бентли. Позитивная политическая теория пыталась ограничить себя концептуальным анализом, несмотря на протесты сторонников нормативного подхода. Тем не менее, в конце 60-х годов наметилось возрождение интереса к проблемам «большой» теории, которые нередко принимали идеологизированную форму. Однако к концу 70-х годов широковещательные дискуссии между «позитивистами» и «марксистами» исчерпали себя, и им на смену пришел политологический анализ в форме теорий среднего уровня, включавших в себя как эмпирические, так и нормативные элементы. Однако в 70-е годы господствующее в рамках политической науки направление утратило интерес к масштабным идеологическим проектам и переключилось на эмпирические политические исследования, вполне удовлетворяясь типологической разработкой политических циклов и изучением политических и социальных акторов. В теоретических изысканиях того периода основное внимание уделялось различным способам организации и управленияобществом через социальное сотрудничество. К числу наиболее значимых из этих изысканий относятся следующие направления:
|
|
— консоциативизм (Lijphart, 1977);
— неокорпоративизм (Schmitter, 1981);
— концепция социетального сотрудничества (Wilike, 1983);
— теория универсального политического обмена (Мапп, 1990);
— концепция правительства частных групп интересов (Streeck, Schmitter, 1985); истоки этого направления восходят к либерально-корпоративным идеям, и возникло оно отчасти как негативная реакция на попытки «вернуть государству его значение» (Skocpol, 1979);
— теории, представляющие различные модели государства как центра, направляющего общественное развитие, в частности, такие, как «политическая кибернетика» (Deutsch, 1966) и «теория активного общества» (Etzioni, 1986).
В 80-е годы наблюдался также упадок неоконсервативной мысли, происходивший параллельно с ослаблением левацких течений, которые в свое время спровоцировали временный возврат интереса к консерватизму. В это время во многих странах господствующим консервативным направлением стал неолиберализм. Либералы — главный объект нападок сторонников коммунитаризма, — в свою очередь, «либерализовали» угасающие силы своих противников из социалистического лагеря и марксистов.
§ 2. География меняющихся парадигм
В конце 70-х и на протяжении 80-х годов стали очевидны новые расхождения в развитии крупнейших национальных культур, что также оказало влияние на социально-политическую теорию. Ю. Гальтунг полушутя-полусерьезно предложил нижеследующую типологию интеллектуальных стилей, отражающую новые тенденции истекшего десятилетия.
|
|
1) Французский стиль. Представители этого стиля при разработке социальной теории основное внимание уделяют проблемам языка и искусства; они упорно придерживаются принципов институционализма. Влияние французского стиля на эмпирическую политическую теорию осуществляется главным образом через постмодернистское течение общественной мысли.
2) Тевтонский стиль. В 1983 г. Гальтунг не отделял его от марксизма, в силу чего этот стиль ассоциировался с исследованиями, которые велись во всех бывших социалистических странах.
3) Англо-саксонский стиль. Единого англо-саксонского стиля, вопреки утверждению Гальтунга, никогда не существовало. Естественно, существует определенное сходство между методами работы специалистов из Великобритании и США, и обычно его усматривают в склонности к прагматизму.