Перечень вопросов «Истории экономики»
Для 1 курса
1. Предмет, методы и задачи курса «История экономики»
2. Варианты периодизации экономической истории;
3. Первобытнообщинное хозяйство: этапы эволюции и их особенности;
4. Особенности хозяйственной эволюции античных государств;
5. Экономическое развитие Киевской Руси;
6. Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности;
7. Образование всероссийского рынка;
8. Социально-экономические последствия Великих географических открытий;
9. Первоначальное накопление капитала: источники и особенности;
10. Мануфактурное производство и его особенности;
11. Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности;
12. Особенности промышленного переворота в Англии;
13. Особенности промышленного переворота во Франции;
14. Особенности промышленного переворота в Японии;
15. Монополистический период развития экономики в Германии;
16. Монополистический период развития экономики в США;
17. Фермерское хозяйство и его особенности;
|
|
18. Экономическое развитие России в период становления;
19. Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.);
20. Крестьянская реформа 1861 и ее последствия
21. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
22. Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия;
23. Экономика России в годы Первой мировой войны;
24. Экономика Советского России в период «военного коммунизма»;
25.???Необходимость и сущность нэпа. Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;
26. Экономическое развитие СССР в период индустриализации и коллективизации;
27.???Влияние массовых репрессий на экономическое развитие
28. Экономическая программа «Нового курса» Ф. Рузвельта в США;
29. Экономическая программа «Нового порядка» в Германии;
30. Социально-экономические последствия Второй мировой войны;
31. «Экономическое чудо» в ФРГ: сущность и особенности;
32. «Экономическое чудо» в Японии: сущность и особенности;
33. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;
34. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;
35. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран –членов СЭВ;
36. «Застойный» период в экономике СССР: сущность и особенности;
37. Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы «перестройки» (1985-1991гг.);
38. Экономическое развитие России в 90-е годы XXв.;
39. Особенности экономического развития США и Великобритании в связи с политикой «рейганомики» и «тэтчеризма»;
40. НТР как предпосылка ускорения социально-экономического развития.
|
|
Предмет, методы и задачи курса «История экономики»
Экономическая история как наука зародилась в Западной Европе во второй половине XIX в., выделившись из политической экономии.
Предметом изучения учебного курса «Истории экономики» служит хозяйственная жизнь народов разных стран на различных этапах исторической эволюции - от первобытно - общинного строя до наших дней, а так же изучение направлений и результатов хозяйственной деятельности народов разных стран в процессе исторической эволюции.
Экономическая история – многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются: 1) эволюция способов пр-ва; 2) история хозяйственных механизмов; 3) история народного хоз-ва; 4) история отдельных экономических процессов (урбанизация, пром-ный переворот, интеграция); 5) история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др.).
История мировой экономики является фундаментальной наукой, так как обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хоз-ном развитии человечества.
Задачей дисциплины является формирование принципов экономического мышления, поскольку данная наука позволяет адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать правильные решения. Дисциплина дает возможность составлять обоснованные прогнозы экономического развития отдельных стран и регионов, позволяет использовать знания хоз-ной деятельности людей в прошлом для эффективной организации эк-кой жизни в настоящем.
Функции Эконом истории:
– аккумулирующая – сбор, изучение и обобщение хоз-ного опыта человечества;
– пропедевтическая (подготовительная) – осваиваются базовые эконом термины (производительные силы, производственные отношения);
– мировоззренческая – формирование научной картины мирового процесса хоз-ной эволюции человечества;
– формирование реализма эконом мышления – потому что история народного хоз-ва изучает и анализирует не только положительный опыт, но и ошибки эконом политики государств;
– методологическая (обогащение эконом теории примерами хоз-ной жизни, научное обоснование новых эконом теорий).
Методы: – описательные; – логические; – компаративистские (сравнение – во времени и пространстве); – исторические (последовательный анализ факторов и процессов эволюции объектов, исследуемых наукой); – статистические (получение, обработка, отбор и анализ историко-статистической информации) – математические (составление системы числовых характеристик изучаемых объектов, обработке данных показателей математическими методами – корреляционный, регрессионный и факторный анализ); – психологические (поскольку народные массы оказывают непосредственное влияние на ход исторических и эк-ких процессов); - хронологический (изложение материала в хронологической последовательности);
Факторы эконом развития: – фактор НТП – самый основной; – прогресс в средствах коммуникации (общения) – язык, деньги, дороги, телефонное и др. сообщение, книги, радио, телевиденье; – степень обеспеченности энергией и вида энергии (начиная от энергии огня); – природный фактор (более был важен в прошлом); – демографический фактор (должен существовать оптимальный уровень численности и плотности населения); – психология людей (личные мотивы деятельности, состояние нравственности).
2. Варианты периодизации экономической истории;
Периодизация – это установление определенных хронологических последовательных этапов в эконом развитии общества. Среди важнейших теорий периодизации можно назвать: 1. восхождение от низшего к высшему; 2. теория исторического круговорота; 3. теория цивилизации.