Предмет, методы и задачи курса «История экономики»

Перечень вопросов «Истории экономики»

Для 1 курса

1. Предмет, методы и задачи курса «История экономики»

2. Варианты периодизации экономической истории;

3. Первобытнообщинное хозяйство: этапы эволюции и их особенности;

4. Особенности хозяйственной эволюции античных государств;

5. Экономическое развитие Киевской Руси;

6. Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности;

7. Образование всероссийского рынка;

8. Социально-экономические последствия Великих географических открытий;

9. Первоначальное накопление капитала: источники и особенности;

10. Мануфактурное производство и его особенности;

11. Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности;

12. Особенности промышленного переворота в Англии;

13. Особенности промышленного переворота во Франции;

14. Особенности промышленного переворота в Японии;

15. Монополистический период развития экономики в Германии;

16. Монополистический период развития экономики в США;

17. Фермерское хозяйство и его особенности;

18. Экономическое развитие России в период становления;

19. Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.);

20. Крестьянская реформа 1861 и ее последствия

21. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;

22. Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия;

23. Экономика России в годы Первой мировой войны;

24. Экономика Советского России в период «военного коммунизма»;

25.???Необходимость и сущность нэпа. Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;

26. Экономическое развитие СССР в период индустриализации и коллективизации;

27.???Влияние массовых репрессий на экономическое развитие

28. Экономическая программа «Нового курса» Ф. Рузвельта в США;

29. Экономическая программа «Нового порядка» в Германии;

30. Социально-экономические последствия Второй мировой войны;

31. «Экономическое чудо» в ФРГ: сущность и особенности;

32. «Экономическое чудо» в Японии: сущность и особенности;

33. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;

34. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;

35. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран –членов СЭВ;

36. «Застойный» период в экономике СССР: сущность и особенности;

37. Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы «перестройки» (1985-1991гг.);

38. Экономическое развитие России в 90-е годы XXв.;

39. Особенности экономического развития США и Великобритании в связи с политикой «рейганомики» и «тэтчеризма»;

40. НТР как предпосылка ускорения социально-экономического развития.

 

 

Предмет, методы и задачи курса «История экономики»

Экономическая история как наука зародилась в Западной Европе во второй половине XIX в., выделившись из политической экономии.

Предметом изучения учебного курса «Истории экономики» служит хозяйственная жизнь народов разных стран на различных этапах исторической эволюции - от первобытно - общинного строя до наших дней, а так же изучение направлений и результатов хозяйственной деятельности народов разных стран в процессе исторической эволюции.

Экономическая история – многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются: 1) эволюция способов пр-ва; 2) история хозяйственных механизмов; 3) история народного хоз-ва; 4) история отдельных экономических процессов (урбанизация, пром-ный переворот, интеграция); 5) история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др.).

История мировой экономики является фундаментальной наукой, так как обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хоз-ном развитии человечества.

Задачей дисциплины является формирование принципов экономического мышления, поскольку данная наука позволяет адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать правильные решения. Дисциплина дает возможность составлять обоснованные прогнозы экономического развития отдельных стран и регионов, позволяет использовать знания хоз-ной деятельности людей в прошлом для эффективной организации эк-кой жизни в настоящем.

Функции Эконом истории:

аккумулирующая – сбор, изучение и обобщение хоз-ного опыта человечества;

пропедевтическая (подготовительная) – осваиваются базовые эконом термины (производительные силы, производственные отношения);

мировоззренческая – формирование научной картины мирового процесса хоз-ной эволюции человечества;

формирование реализма эконом мышления – потому что история народного хоз-ва изучает и анализирует не только положительный опыт, но и ошибки эконом политики государств;

методологическая (обогащение эконом теории примерами хоз-ной жизни, научное обоснование новых эконом теорий).

Методы:описательные; – логические; – компаративистские (сравнение – во времени и пространстве); – исторические (последовательный анализ факторов и процессов эволюции объектов, исследуемых наукой); – статистические (получение, обработка, отбор и анализ историко-статистической информации) – математические (составление системы числовых характеристик изучаемых объектов, обработке данных показателей математическими методами – корреляционный, регрессионный и факторный анализ); – психологические (поскольку народные массы оказывают непосредственное влияние на ход исторических и эк-ких процессов); - хронологический (изложение материала в хронологической последовательности);

Факторы эконом развития: – фактор НТП – самый основной; – прогресс в средствах коммуникации (общения) – язык, деньги, дороги, телефонное и др. сообщение, книги, радио, телевиденье; – степень обеспеченности энергией и вида энергии (начиная от энергии огня); – природный фактор (более был важен в прошлом); – демографический фактор (должен существовать оптимальный уровень численности и плотности населения); – психология людей (личные мотивы деятельности, состояние нравственности).

2. Варианты периодизации экономической истории;

Периодизация – это установление определенных хронологических последовательных этапов в эконом развитии общества. Среди важнейших теорий периодизации можно назвать: 1. восхождение от низшего к высшему; 2. теория исторического круговорота; 3. теория цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: