Назначение: Данная методика предназначена не столько для определения общеизвестных стилей взаимодействия и руководства, сколько на определение уровня активности-пассивности в межличностном взаимодействии.
Ход: Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените по пятибалльной системе частоту проявления того или иного действия в вашем обычном взаимодействии с другими людьми.
Обработка и интерпретация результатов:
Действия 1, 5, 9, 13, 17 – указывают на приверженность к директивному стилю.
Действия 3,7, 11, 15, 19 – свидетельствуют о выраженности коллегиального стиля.
Действия 4, 8, 12, 16, 20 – являются индикаторами невмешательства в действия других людей.
Действия 2, 6, 10, 14, 18 – дают основание судить о приверженности к деловому стилю.
Вопрос 50-51.Психодиагностика межличностных отношений и эмоциональной
атмосферы в группе
Психологическая атмосфера — это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой.
Психологическая атмосфера определяется прежде всего отношением человека к делу, ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом. На формирование психологического климата влияет не только отношение к делу, к труду, но и то, как каждый член группы, класса относится к себе и к другим людям.
На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов.
Методики (Социометрия):
Социометрия(Морено)
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Ход: Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
· Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
· А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
· Кому ты доверишь свою тайну?
· Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Ход: Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и записать его обозначение в бланк.
№63. Психодиагностика межличностного взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности личности
· Методика "Лидер"
Цель: Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.
Ход: В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
· Опросник Басса-Дарки
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".