Организация как объект управления. Структура управленческих отношений и порядок их регулирования

Понятие организации, определение

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (Мескон, Альберт, Хедоури).

Наиболее общее понятие организации определяется следующим образом.

Организация — спланированная и скоординированная деятельность двух или более людей, действующих на определенных нормативных основаниях, в условиях разделения труда, а также при соблюдении установленной иерархии руководства, и стремящихся к достижению общей цели или нескольких целей

Признаки организации.

1. Наличие цели, к достижению которой стремятся члены организации

2. Обособленность, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения

3. Наличие связей между отдельными элементами организации

4. Саморегулирование

5. Организационная культура как совокупность устоявшихся ценностей, традиций, символов, норм поведения

6. Устойчивость – способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий

Мескон, Альберт и Хедоури:

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. Кним относятся:

1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состоянияили результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Типология организационной структуры: формальная, неформальная

Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа - формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа - это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства, а неформальные - продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности.

Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы: потребность в социалъной принадлежности; потребность в помощи; потребность в защите; потребность в общении. Эти базовые психологические потребности человека являются причинами возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются.

Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной - наличие лидера официального - руководителя.

И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентирование устанавливаемые подразделения, отделы. Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки — так называемые клики и подклики. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто — многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно — крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Наличие двух типов организации групп — формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими — механизмов формального и неформального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: