Принципы делегирования полномочий

Делегирование полномочий — это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части прав и обязанностей подчиненным.

Целями делегирования являются:

разгрузка менеджеров, освобождение их от рутинных задач, создание им ус­ловий для принятия стратегических решений;

активизация «человеческого фактора», увеличение вовлеченности и заинте­ресованности работников;

повышение дееспособности нижестоящих звеньев управления.

Делегирование полномочий основывается на принципах:

• скалярный (подчиненные должны знать, во-первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выхо­дящих за рамки их полномочий);

• диапазона полномочий;

• уровня полномочий (решения в пределах полномочий отдельных сотрудников должны приниматься ими, а не переадресовываться на высшие уровни управления; на каждом уровне управляю­щие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на рассмотрение руководства передавать лишь те вопросы, которые выходят за рамки их компетенции; если право принятия решения делегировано должным об­разом, то руководителю не следует принимать решение самому);

• функциональных дефиниций;

• безусловной ответственности (подчиненные, приняв поручение и получив не­обходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же, в свою очередь, несут всю ответственность за деятельность подчиненных.);

• ожидаемых результатов (делегируемые испол­нителю полномочия должны быть обеспечены необходимыми ресурсами для по­лучения ожидаемых результатов);

• эффективного вознаграждения (сотрудник справедливо ожидает какого-то вознаг­раждения за дополнительные полно­мочия и ответственность, он имеет боль­шую мотивацию к работе, если счита­ют, что дает организации меньше, чем получает от нее.).

Максимальный эффект делегирования достигается при совпадении объемов четырех основных компонент: права, ответственность, объём работы, з/.п.

Предлагается различать два вида полномочий: линейные и штабные.

1. Линейные полномочия это полномочия, передаваемые непосредственно от на­чальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Таким образом, ли­нейные полномочия создают иерархию управления в организации, называемую цепью команд.

2. Штабные полномочия – это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями. В свою очередь, они подразделяются на четыре группы

Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограни­ченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.

Обязательные согласования обеспечивают расширение рекомендательных пол­номочий. В рамках такой организации управления линейное руководство обязано согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.

Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штаб­ных полномочий и дают право отклонять отдельные решения линейного руко­водства.

Функциональные полномочия означают предоставление штабному аппарату прав не только предлагать, но и осуществлять определенные управляющие воз­действия в пределах своей функции.

2 формы делегирования:

1)генеральное (передача выполнения задачи лицу на длительный срок);

2)разовое (выполнение задачи носит разовый характер).

Виды делегирования полномочий:

1. Ограниченное делегирование – подчиненный выполняет порученную работу, но ответственность за ее итоги несет вместе со своим непосредственным руководителем.

2. Полное делегирование (Бад-Гарцбургское) - делегируется не только выполнение задачи, но и ответственность за все сделанное. Р.Хён создал ее в 50-х годах прошлого века в Академии руководителей в г. Бад Харцбург (Германия), считая, что это – способ превращения простых исполнителей в активных мыслящих индивидуумов. Его принцип – «руководство в единении с сотрудниками». По замыслу Хёна в идеале система делегирования полномочий должна быть четко описана.

3. Нулевое - делегирование «без ответственности» - подчиненный выполняет порученную работу, но ответственность за ее итоги несет его руководитель.

4. Обратное - перекладывание исполнителем работы и ответственности на начальника


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: