Школа административного (классического) менеджмента основана во Франции А. Файолем
Французский инженер Файоль (1841 - 1925) в течение нескольких десятилетий был во главе французской горнодобывающей и металлургической компании «Комамбо» и превратил ее в один из самых мощных французских концернов.
А. Файоль обратился к исследованию общих принципов организации, с применением которых он связывал успех руководимой им компании:
Структурные принципы:
1) разделение труда, т.е. специализация;
2) единство целей (единство направления)
3) централизация
4) полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность — ее составляющая противоположность.
5) скалярная цепь (иерархическая структура)
Процессуальные принципы:
6) дисциплина
7) справедливость: сочетание доброты и правосудия
8) единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
9) вознаграждение персонала, в том числе справедливая зарплата.
10) корпоративный дух, т. е. гармония персонала, его сплочение.
11) подчиненность личных интересов общим.
Принципы конечного результата:
12) порядок. Место — для всего, и все на своем месте.
13) стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
14) инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
А. Файоль впервые предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации (менеджмента): прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. Все 14 принципов управления прямо связаны с данными функциями.
Теория рациональной бюрократии М. Вебера.
Бюрократия – неизбежный и наиболее эффективный тип рациональной организации и управления
Бюрократия – «административный аппарат», который осуществляет рациональную организацию труда.
Характерные черты бюрократического предприятия:
1. Высокая степень специализации служащих, которая обусловлена четким разделением труда, распределением официальных обязанностей, повышением квалификации персонала.
2. Иерархическая структура власти, имеющая форму пирамиды, когда четко разработана иерархия полномочий с ясно установленными границами ответственности.
3. Система правил и инструкций, рационально сформулированных для эффективного достижения целей предприятия.
4. Отбор, назначение и расстановка кадров, основанные на заслугах и личных достижениях кандидатов на должности.
5. Безличная ориентация служащих в контактах с клиентами и коллегами, предохраняющая предприятие от проникновения блата, привилегий и т. д.
Вебер отмечал и негативные последствия бюрократической организации предприятий:
- угрозу индивидуальной свободе работника и подавление его развития;
- выработку негибкого, ритуализированного поведения;
- рост в геометрической прогрессии числа бюрократов (закон, установленный впоследствии С. Паркинсоном);
- увеличение уровня некомпетентности бюрократа (в дальнейшем известное как принцип Л. Питера).