Обучение и подготовка персонала в Японии, как правило, осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства.
Профессионально-техническое обучение без отрыва от производства организуют специальные отделы, существующие в каждой крупной компании. Непосредственное «наставничество» возложено на специально подготовленных инструкторов.
Осуществляя профессионально-техническое обучение с отрывом от производства, большинство крупных японских компаний, наряду с использованием собственных учебных центров и специалистов, прибегают также к помощи таких специализированных неправительственных организаций, как Японский центр производительности труда, Японская ассоциация эффективности производства, Японский центр экономических исследований и др.
Управление качеством
Японская система хозяйствования опирается на прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции, поэтому центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.
|
|
В настоящее время фирменная служба качества в Японии складывается из пяти основных функциональных элементов: а) статистический анализ качества; б) «тотальный» контроль качества в рамках фирмы; в) массовое обучение персонала контролю качества; г) пристальное внимание группам (кружкам) качества; д) руководство движением за качество со стороны высшего звена управления.
Основные положения концепции «тотального» контроля сводятся к следующему: а) контроль качества осуществляется на всех этапах производства продукции; б) в систему контроля включаются все работники фирмы — от секретаря-машинистки до президента; в) ответственность за качество продукции распространяется на всех работников (отдельных виновников при обнаружении дефектов не ищут); г) высшие эшелоны управления поддерживают мероприятия «тотального» контроля и всячески содействуют их реализации.
Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Группы (кружки) качества решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-психологическими.