Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии на основе выделения профессиональных задач.
Сам"модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности".
Левая часть модуля - объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности.
Правая часть модуля - психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др.
Каждая из профессиональных задач является основой модуля в данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать число модулей. При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные.
Профессиограмма, ее составляющие. «Трудограмма» (описание труда в профессии).
1. Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.
2. Распространенность профессии.
3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда.
4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.
6. Средства труда – стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др.
7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.
8. Организация и кооперация труда
9. Продукт труда (или его результат)
10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии
12. Обязанности представителя данной профессии
13. Позитивное влияние данной профессии на человека
14. Негативные стороны профессии