Предприятие: сущность и виды

Сущность предприятия. Внутренняя среда предприятия. Внешняя среда предприятия. Основные функции и задачи предприятия. Классификация предприятий: по отраслевой принадлежности, по структуре выпускаемой продукции, по мощности производственного потенциала, по формам собственности, по преобладающему производственному фактору, по принадлежности капитала и контролю над ним, по организационно-правовой форме предпринимательской деятельности. Производственная структура предприятия. Функциональные подразделения предприятия. Принципы рациональной организации производства.

Предприятие - это юридическое лицо, созданное в определенной организационно правовой форме в целях осуществление предпринимательской деятельности.

Предприятие - это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входит все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая Земляные участки, здания, сооружения, оборудование инвентарь, сырьё, нереализованную продукцию, права требований, долги, права на обозначение, индивидуализирующие его деятельность фирменное наименование, товарные знаки и другие исключительные права.

При установлении размеров предприятия, масштабов его деятельности учитывается, следующее. С увеличением размеров предприятия, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность его управления, обусловленная как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведёт к увеличению риска. Каждое предприятие (индивидуальное или коллективное) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых оно наиболее эффективно.

В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и координация совместной деятельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде.

Внешняя среда. Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политических, экономических, юридических, социальных и социально-культурных воздействий, постоянно присутствующих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности.

Изучение внутренней среды организации является важным и значимым условием, определения внутренних возможностей и потенциала, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.

Внутренняя среда организации - это непосредственная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельностью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные - это люди, объединенные в определенные группы. Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее решение конкретный человек или конкретная группа людей, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не абстрактные "рабочие", а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы, стимулированы, плохо обучены или безответственно относятся к своим обязанностям. Если руководство - отдельные работники системы управления - не понимает или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, потребностями, ожиданиями, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу.

Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

Внутренние переменные в большинстве своем являются результатом деятельности менеджеров и находятся под их влиянием. Внутренние переменные - это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, состав и взаимосвязи сложной системы - организации.

Таблица 1. Группировка факторов внутренней среды организации

Критерий классификации Наименование фактора
1. Наличие общих целей Цели, совместные ценности
2. Преобразование ресурсов Персонал, технология, финансовая система, информационная система, бизнес-процессы
3. Зависимость организации от внешней среды Стиль организации, стратегия
4. Разделение труда Навыки персонала, задачи
5. Образование подразделений Структура
6. Необходимость и наличие управляющего органа Власть
7. Прочие Культура организации

 

 

Задачи предприятия — достичь результатов, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры).

Задачами действующего предприятия являются:

· получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

· обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

· недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Важнейшая задача предприятия во всех случаях — получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения с учетом функций, которые выполняет предприятие.

Независимо от формы собственности предприятие работает, как правило, на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Оно самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции, в том числе получает государственные заказы, а также заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресурсов.

К основным функциям производственного предприятия относятся:

· изготовление продукции производственного и личного потребления;

· продажа и поставка продукции потребителю;

· послепродажное обслуживание продукции;

· материально-техническое обеспечение производства на предприятии;

· управление и организация труда персонала на предприятии;

· всестороннее развитие и рост объемов производства на предприятии;

· предпринимательство;

· уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов платежей в бюджет и другие финансовые органы;

· соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:

· размеров предприятия;

· отраслевой принадлежности;

· степени специализации и кооперирования;

· наличия социальной инфраструктуры;

· формы собственности;

· взаимоотношений с местными органами власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: