Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп:
· физиологические потребности (еда, вода, убежище, отдых и сексуальные потребности);
· потребности в безопасности и уверенности в будущем (защита от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);
· потребности в социальном общении и любви (чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки);
· потребность в уважении (самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание);
· самоактуализация, или потребности самовыражения (реализация своих потенциальных возможностей и личностный рост).
Все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены потребности нижнего уровня.
Теория Д. МакКлелланда: людям присущи три потребности - власти, успеха и причастности:
|
|
· потребность власти — желание воздействовать на других людей. Проявляется у энергичных работников, стремящихся отстаивать свои позиции;
· потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения;
· потребность в причастности. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т.п.
Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:
· гигиенические факторы — это политика фирмы, условия работы, заработная плата, межличностные отношения и степень непосредственного контроля за работой;
· факторы мотивации — это успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможность творческого и делового роста.
Гигиенические факторы всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности людей, а для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов.