Общенациональные преобладают в Британии, Франции. Региональные в Германии, Италии.
Чёткое деление на массовую и качественную (Германия, Британия). В Италии нет деления. В Европе традиция чтения ежедневной прессы (Германия, Британия).
Политическая периодика: две группы: 1. Нет гос. СМИ (Британия). 2. Полит. окраска (франция, италия). Германия стремится перейти из второй группы в первую.
Тенденции: печатные СМИ стремятся абстрагироваться от политической принадлежности. Источники финансирования – реклама, частные и гос. (для Италии и Франции). Тенденция пожелтения прессы прослеживается в Британии (Сан) и Германии (Бильд). Появление альтернативной (бесплатной) прессы (Метро – Шведский концерн и 20 минут во Франции). Популярность набирают электронные СМИ.
Кризис – потеря читательской аудитории. Но в большинстве стран развито медиаобразование и это спасает от кризиса.
Электронные СМИ: три модели: 1. Государственные (Франция, Италия). 2. Общественные (родина Британия). 3. Коммерческие (родина Америка).
TV: Италия – RAI. Франция – Франц 1, Франц 2, Франц 3, ARTE (=культура). Основной источник – финансирование гос-ва, абонентская плата, реклама.
Общественные – Британия (BBC, осн. источник – абонентская плата). Германия (ARD, ZDF). Тенденция – ограничение количества рекламы. Коммерческая модель представлена везде.