Кроме базовых законов, выделяются:
- профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;
- непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере.
Для таких законов характерны:
· их множественность,
· разный удельный вес образовательной проблематики (от двух-трех статей до целых глав),
· достаточно высокая степень частотности коллизий норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании и др.
Примером таких законов являются Закон РФ «О языках народов Российской Федерации»; ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; ФЗ «О национально-культурной автономии»)
|
|
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:
1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы:
а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (указы Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»; «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.)
б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
2. Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (постановления «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» и т.д.) либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:
|
|
ü нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);
ü нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:
а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах")
б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.