Развитие малого бизнеса и проблемы его становления

В Беларуси

Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. История развития малого предпринимательства в республике Беларусь насчитывает почти 19 лет. За это период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур (Приложение 4).

Таблица 2. Периоды развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

Период развития субъектов малого предпринимательства Характеристика периода  
1. Период (1988–1991 гг.) перестроечных процессов в экономике Советского Союза, как этап становления субъектов малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства выступали в экономике Беларуси в качестве кооперативов, где основой являлся принцип: коллективного самоуправления. В связи со: льготами предоставляемым данным субъектам союзным законодательством, а также с| возможностью получения большого дохода: посредством посреднической деятельности, разницей между фиксированной ценой государственных предприятий и свободной ценой кооперативов происходил рост представителей кооперативного движения. Данное; положение не способствовало развитию реального сектора экономики Республики Беларусь, подрывало устойчивость денежно- кредитной системы страны, а самое главное не оправдывало ожиданий возложенных на данных субъектов как реформаторов экономики.  
2. Период (1992–1995 гг.); функционирования субъектов малого предпринимательства в нормативно-правовом неадаптированном поле. Бурный рост количества субъектов малого: предпринимательства без долгосрочных! программ развития. Данные субъекты при- обретают некоторую самостоятельность от государственных структур. Происходит: ужесточение налогового пресса без учёта специфики малого предпринимательства,: следствием чего, является разорение значительной части предпринимательских структур, ориентация на торгово-закупочную деятельность. Положено начало перехода субъектов малого предпринимательства в "теневую экономику"  
3. Период (1996–1998 гг.) Деятельность субъектов малого предпринимательства в период формирования нормативно- правового законодательства ориентированного на их специфику. Период попыток адаптации нормативно- правовой базы к потребностям субъектов малого предпринимательства. Формируется "вертикаль", призванная к координации деятельности всех государственных структур, ответственных за развитие субъектов малого предпринимательства. Основным недостатком данного периода является не адаптация нормативно-правового законодательства для данных субъектов, а периодическое изменен ние подходов к налоговому законодательству, разрабатываемому для предпринимай тельства, на существующую в Республике Беларусь налоговую систему, которая требует реформирования.
4. Период (1998 г. – по настоящее время) деятельности субъектов малого предпринимательства в рамках жёсткого государственного регулирования.   Данный период можно охарактеризовать как "разрастание" органов государственного; управления, призванных к проведению раз личного рода проверок и санкций в отношении субъектов малого предпринимательства. Нескоординированность действий государственных органов, ужесточение налогового законодательства, бессистемность принимаемых правовых документов приводит к уменьшению стимулов предпринимательской деятельности. Происходит уменьшение здоровой предпринимательской инициативы, угасает, количества предпринимательских структур и развитие протекционистских настроений среди большинства действующих субъектов малого предпринимательства.

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Помимо исторических этапов, малое предпринимательство в период становления и развития проходит этапы организационного характера, такие как этап создания; этап развития; этап выхода на рынок и развитие производства; этап роста; этап консолидации. Данным этапам соответствует ряд мероприятий, проводимых предпринимателями, причём у каждого этапа присутствует свой набор проблем.

 

Тема 6. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЕДИНИЦЫ

1. Содержание бизнес плана (бизнес-планирование)

В условиях рыночных отношений в белорусской экономике достаточно распространенной формой планирования стало бизнес-планирование, в основе которого лежит разработка бизнес-плана. В широком смысле бизнес-план представляется как документ, содержащий описание будущего бизнеса.

Для каждого варианта выбираемой стратегии составляется бизнес-план, который позволяет предпринимателю определить направления действий на этапе становления предприятия, условия выживания при наличии жесткой конкурентной борьбы, а потенциальным внешним инвесторам - решить вопрос относительно участия в финансовой поддержке создаваемого предприятия.

В процессе разработки бизнес-плана предприниматель имеет возможности критически оценить свои силы, ответить на вопросы о целесообразности создания предприятия, найдет ли оно своего клиента, с кем придется конкурировать и удастся ли завоевать рынок сбыта.

Ситуация может сложиться таким образом, что на стадии разработки бизнес-плана предприниматель убедится в бесперспективности проектируемого бизнеса. Это лучше, чем прийти к такому выводу после того, как уже вложены средства, и предприятие начинает функционировать.

Для составления бизнес-плана необходима информация о емкости рынка, производственных и финансовых потребностях предприятия. Производственные и финансовые потребности предприятия зависят от проектируемых видов деятельности и от того, какую продукцию предполагается выпускать. Для их расчета следует подготовить:

перечень операций по обработке и сборке с учетом получения отдельных узлов и деталей по кооперации;

список необходимых сырья и материалов с указанием вероятных поставщиков, их месторасположения, ориентировочных цен и транспортных тарифов по доставке;

перечень необходимого технологического оборудования, его стоимость, возможность периодического использования на основе аренды;

перечень требуемых специальностей с указанием числа работников каждой специальности, расходов на заработную плату, затрат по подготовке отдельных специалистов;

потребность в производственных площадях, возможности аренды или купли помещений;

предполагаемые накладные расходы.

 

Бизнес-планирование в нашей стране в настоящее время используется при формировании стратегии развития организации, реализации инвестиционных проектов, базиру­ясь на нормативно-правовых актах Республики Беларусь.

Инвестиционное бизнес-проектирование должно решать две основные задачи. Во-первых, это создание эффективных инвестиционных проек­тов, реализация которых позволит принять правильные управленческие решения, грамотно разметить инвестиции, и в полной мере достичь ожидаемого результата. Во-вторых, инвестиционное проектирование является важнейшим инструментом для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, что особенно актуально на современном этапе развития белорусских предприятий. Инвестиции нужны в первую очередь для обновления изношенной инфраструктуры предприятий. По­этому, создание привлекательных инвестиционных проектов в настоящее время становится необходимым условием выживания и успешного развития предпри­ятия.

Бизнес-план инвестиционного проекта - это план (программа) реализации целей и путей достижения вновь организуемого бизнеса или дальнейшего его совершенствования в рамках действующего предприятия (фирмы, компании).

Это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо проекта, создания нового или развития существующего дела. В нем, как правило, приводятся обоснование и оценка воз­можностей проекта, определяются расходы и доходы, потоки реальных денег, источники финансирования, анализируются рентабельность и окупаемость, без­убыточность и другие показатели.

Общие требования, предъявляемые к бизнес-плану инвестиционного проек­та, сочетают в себе, с одной стороны, необходимость подготовки серьезного ана­литического документа, а с другой - служит средством рекламы. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным банкирам и финансистам, парт­нерам по бизнесу, содержащаяся в нем информация должна быть четкой, емкой и краткой.

Основанием для разработки бизнес-плана является документ (приказ, рас­поряжение), которым определяются и утверждаются:

- руководитель разработки бизнес-плана;

- состав исполнителей с распределением обязанностей между ними;

- разработчик бизнес-плана;

- смета затрат на выполнение работ и источники их финансирования (при необхо­димости).

Вместе с тем следует учитывать, что инвестиционный бизнес-план преду­сматривает, как правило, строительство (освоение инвестиций), изменение техно­логии, все то, что связано с такой категорией, как инвестиции (капитальные вло­жения). И, поскольку этот план является инструментом для привлечения инвесто­ров, здесь должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов - обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользо­вание им.

Основным документом, регулирующим вопросы разработки, утверждения, экспертизы и реализации инвестиционных проектов является постановление Со­вета Министров от 8 августа 2005г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций». Данным постановлением было ратифицировано Положение о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих органи­заций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов. Это положение определяет:

порядок разработки и утверждения коммерческими организациями бизнес-планов инвестиционных проектов;

порядок рассмотрения банками бизнес-планов инвестиционных проек­тов, а также проведения органами государственного управления из экспертизы;

порядок согласования органами государственного управления бизнес-планов инвестиционных проектов, решения спорных вопросов;

порядок проведения Министерством экономики Республики Беларусь экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов.

С целью развития института бизнес-планирования постановлением Со­вета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2005г. №1136 создана Ко­миссия по развитию коммерческих организаций, в функции которой входит рас­смотрение бизнес-планов инвестиционных проектов. Целью комиссии является рассмотрение спорных вопросов и урегулирование разногласий, возникающих при разработке, экспертизе, рассмотрении и реализации бизнес-планов инвести­ционных проектов, в том числе бизнес-планов развития предприятий. В число задач Комиссий входит проведение экспертизы и согласования (защиты) бизнес-планов инвестиционных проектов, рассмотрение бизнес-планов, реализуемых с кредитной поддержкой банка, по которым имеются отрицательные заключения кредитующих банков или другие нерешенные вопросы, подготовка предложений и рекомендаций, направленных на решение проблемных вопросов разработки, экспертизы, согласования и реализации бизнес-планов и др.

С целью более качественной подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов и совершенствования методологии их. разработки Министерство эконо­мики постановлением от 31 августа 2005г. №158 утвердило Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Данный документ учитывает совре­менные экономические условия функционирования предприятий и реализации инвестиционных проектов. Правила адаптированы под действующее налоговое, инвестиционное, банковское и другие законодательства. Они устанавливают ос­новные требования к составлению бизнес-планов инвестиционных проектов, выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, опре­деляют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов.

В настоящее время предприятия могут разрабатывать бизнес-планы инве­стиционных проектов двумя основными способами: либо самостоятельно, либо с привлечением услуг сторонних организаций или специалистов. Следует отметить, что требования указанных выше нормативно-правовых актов должны в обяза­тельном порядке соблюдать государственные и негосударственные предприятия, доли (акции) которых принадлежат государству или переданы в управление орга­нам государственного управления. Частные предприятия могут применять эти документы с учетом хозяйственной необходимости. Однако как показывает прак­тика, при самостоятельной разработке инвестиционных проектов основной про­блемой, с которой сталкивается организация, является отсутствие методических материалов в данной области. Поэтому эти рекомендации и правила необходимо применять для формирования теоретической базы при разработке бизнес-планов любого предприятия независимо от формы собственности.

Для того, чтобы начать разработку инвестиционного проекта требуется ре­шение руководителя, а основанием является его приказ, определяющий ответст­венных за разработку бизнес-плана - членов рабочей группы, которым предостав­ляются полномочия, способствующие сбору и взаимоувязке исходных данных. В состав рабочей группы, как правило, входят руководители и специалисты органи­зации. Они являются ответственными за достоверность используемых в расчетах данных, ход разработки бизнес-плана, своевременность внесения в него измене­ний и дополнений.

Приказом руководителя также устанавливается механизм взаимодействия между структурными подразделениями организации при разработке бизнес-плана; оговаривается необходимость привлечения к разработке консалтинговых фирм с указанием основания для их привлечения; смета затрат на проведение работ по бизнес-проектированию, источники их финансирования, сроки разра­ботки, согласования и т.д.

В случае привлечения к разработке бизнес-плана сторонних организаций или индивидуальных предпринимателей, данная деятельность осуществляется на договорной основе. В заключаемом договоре в обязательном порядке должны быть отражены:

• обязанности сторон по проводимым расчетам, предоставлению необхо­димой достоверной информации; сроки разработки необходимых документов;

• условия и сроки доработки (при необходимости) этих документов.

Данную организационную схему при разработке бизнес-планов могут при­менять и негосударственные предприятия, в том числе и с иностранными инве­стициями.

 

2. Основные функции бизнес-плана

При технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов биз­нес-план необходим:

- инвестору - для определения целесообразности (эффективности) вложения капитала;

- предпринимателю - для выработки программы действия и руководства в про­цессе реализации проекта;

государственным органам - для регулирования и контроля кредитных взаимо­отношений.

Бизнес-план разрабатывается в целях обоснования:

- текущего и перспективного (стратегического) развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

- возможности получения инвестиционных ресурсов, возврата заемных средств;

- предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

- целесообразности оказания мер государственной поддержки.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая заключается в том, что бизнес-план используется для разработки концепции бизнеса, для определения стратегии, что позволяет обнаружить проблемы еще "на бумаге", рассмотрев деятельность предприятия всесторонне – в области маркетинга, производственной деятельности, финансов. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая представляет бизнес-план как инструмент контроля и управления, т.е. служит для сравнения фактических результатов дея­тельности за определенный период с запланированными, чтобы определить благоприятность или нежелательность отклонений и будущие направления и возможности развития.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современной белорусской экономике функционирует программа поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющая возможность пользования кредитными линиями. Но при этом банковская система предпринимает комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, в том числе предоставление кредита при наличии проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Пятая функция позволяет менеджменту посредством бизнес-плана активизировать человеческий фактор. Путем вовлечения сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшается их информированность о предстоящих действиях, координируются усилия, создается мотивация достижения целей.

Бизнес-план служит основой организации производства продукции, аргументации перестройки структуры управления, обеспечения реализации направлений маркетинга и сбыта продукции, материально-технического снабжения предприятия, политики в отношении персонала, грамотной системы юридической защиты.

3. Классификация основных типов бизнес-планов

С позиций практики бизнес-планы часто классифицируют по назначению:

1) бизнес-план предприятия на некоторый период (год, пять лет и т.п.);

2) бизнес-план инвестиционного проекта;

3) бизнес-план инновационного проекта;

4) бизнес-план конкретной бизнес-операции или мероприятия (крупной сделки, рекламной кампании, реструктуризации и т.п.);

5) бизнес-план санации (финансового оздоровления) предприятия.

4. Технология разработки бизнес-плана

Бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.

Бизнес-план является итоговым документом, составлению которого предшествует определение миссии и целей бизнеса, анализ внешней среды, собственных возможностей. На рис. представлена технология разработки бизнес-плана, предполагающая последовательные этапы реализации управленческих и маркетинговых знаний.

 

 
 

 


БИЗНЕС-АНАЛИЗ
Анализ внешней среды 1. Перспективы развития отрасли и продукции 2. Состояние конкуренции 3. Потребители продукции 4. Сбытовая деятельность 5. Тенденции развития макросреды (среды косвенного воздействия) предприятия Оценка внутренней среды (управленческий анализ) 1. Маркетинг 2. Финансы 3. Производство 4. Человеческие ресурсы 5. Административная деятельность

 

Рис. Технология разработки бизнес-плана

Представленный комплекс управленческих действий по разработке отдельных блоков показывает не только сложность плановой работы, но и необходимость подключения к ней специалистов в различных областях. Достижению цели, преследуемой бизнес-планом, способствует в первую очередь компетентность разработчиков, а также наличие и реализация корпоративной политики предприятия.

Необходимость серьезного подхода к составлению бизнес-плана обусловлена тем, что:

a) в предпринимательскую деятельность включается все большее число людей, как правило, слабо представляющих ее сложность;

б)меняется облик экономической модели в связи с изменением экономических приоритетов;

в) любое производство требует соединения четырех факторов: земли, рабочей силы, капитала и предпринимательской инициативы. При наличии капитала остальные ресурсы можно приобрести на рынке, но при недостатке собственного капитала необходимым условием его привлечения (т.е. получения внешних инвестиций) является наличие бизнес-плана как аргументированного доказательства того, что инвестиции принесут прибыль и выгоду.

Бизнес-план является детальной финансово-экономической программой хозяйственной деятельности предприя­тия на перспективу. Он представляет собой модель организации производства и реализации продукции, включающую анализ экономических ситуаций, с которыми может столкнуться коллектив, и определение способов их решения. Кроме того, бизнес-план является элементом имиджа предприятия, дает возможность ознакомиться с предприятием, выполняя обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

Основной целью бизнес-планаявляется достижение разумного компромисса между тем, что предприятие намере­но и чего способно достичь в плановом периоде.

Бизнес-планпризван ответить на три ключевых вопроса:

1. Каково положение предприятия в настоящий момент (проведение бизнес-анализа или ситуационного анализа)?

2. Каковы перспективы развития предприятия (определение миссии, задач, целей, конкурентных преимуществ)?

3. Как предприятие, используя свои конкурентные преимущества (составление бизнес-плана), будет выполнять свою миссию, решать задачи и достигать поставленные цели?

Необходимо иметь четкое представление о сущности своей деятельности, чтобы предприятие не отклонялось от намеченного курса, а также для привлечения необходимых дополнительных финансовых средств.

5. Разработка отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской единицы

В общем виде бизнес-плану присуща следующая структура:

1. Титульный лист;

2.Содержание;

3.Описательная часть;

4.Приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

Бизнес-план по своей структуре является сложным документом. Его разделы и параграфы должны охватывать все стороны деятельности предприятия, а состав разделов может иметь особенности в зависимости от специфики предприятия.

Бизнес-план включает резюме и следующие разделы:

1. Виды товаров и услуг.

2. Рыночные исследования и анализ сбыта.

3. Оценка конкуренции на рынках сбыта.

4. Маркетинг.

5. План производства.

6. Организационный план.

7. Юридический план.

8. Оценка риска и страхование.

9. Финансовый план.

В первом разделе дается описание всех товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием на рынке. Указываются их основные преимущества и недостатки с позиций покупателя, отличия между тем, что предлагает рынок в настоящее время, и тем, что предприятие может предложить в перспективе. Особое внимание должно уделяться уникальным, отличительным свойствам продукта, представленного в бизнес-плане;

Наиболее важным и трудным для составления является второй раздел. Основная цель его - убедить вероятных инвесторов и кредиторов в конкурентоспособности предлагаемого проекта. Одновременно предприниматель имеет возможность определить его нишу на рынке и контингент будущих покупателей. Этот раздел основан на исследовании рынка и требует большого объема информации.

Третий раздел бизнес-плана посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, вероятной их стратегии и тактике, сопоставлению показателей товара проектируемого производства и конкурентов. Для количественного сопоставления составляется специальная таблица. Если при анализе таблицы выявятся преимущества, не превышающие 30% по сравнению с конкурентами, это означает низкую конкурентоспособность проектируемого производства, если же преимущества находятся в пределах 30-50% и более, - это показатель вероятности относительно устойчивого положения.

В четвертом разделе находят отражение способы достижения планируемых объемов продаж. При этом указываются общая стратегия маркетинга, схема ценообразования и сбыта товара, методы стимулирования роста объемов продаж.

Пятый раздел включается в бизнес-план тех предприятий, которые будут производить товары. Главная задача этого раздела - убедить потенциальных партнеров, что организуемое предприятие будет в состоянии производить необходимое количество товара в нужные сроки и высокого качества. Указываются наличные и требуемые дополнительные мощности, определяются поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки. Расчет производственной мощности производится на 2-3 года и увязывается с видом и типом необходимого оборудования. Указываются вероятные поставщики оборудования. Важнейшая часть пятого раздела - оценка издержек производства и их изменений в перспективе.

Шестой раздел содержит общую характеристику организационной структуры предприятия, сведения о персонале, расходы по заработной плате.

В седьмом разделе определяется организационная форма предприятия относительно собственности, от чего зависит его правовой статус. Принятое в этом разделе решение позволяет в дальнейшем разработать документы, регулирующие будущую деятельность предприятия.

В восьмом разделе содержится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и предполагаемого ущерба, организационные меры по предупреждению и нейтрализации рисков, программа страхования от рисков.

Девятый раздел включает прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия. Составление этого раздела позволяет рассчитать объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, сроки окупаемости и ожидаемые доходы, определить источники инвестиций.

В завершение всей работы пишется резюме бизнес-плана, в котором находят отражение цели предприятия, его возможности, стратегия, разработанные мероприятия, т.е. указывается все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором или кредитором проекта.

Разработанный бизнес-план постоянно модифицируется. Это позволяет использовать его как актуальный системный инструмент. Он отражает текущую динамику бизнеса и обеспечивает непрерывное управление предприятием, базируясь на стратегических и текущих целях. Для этого на всех уровнях менеджмента должны быть созданы постоянно действующие обратные связи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: