В Беларуси
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. История развития малого предпринимательства в республике Беларусь насчитывает почти 19 лет. За это период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур (Приложение 4).
Таблица 2. Периоды развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Период развития субъектов малого предпринимательства | Характеристика периода | |
1. Период (1988–1991 гг.) перестроечных процессов в экономике Советского Союза, как этап становления субъектов малого предпринимательства. | Субъекты малого предпринимательства выступали в экономике Беларуси в качестве кооперативов, где основой являлся принцип: коллективного самоуправления. В связи со: льготами предоставляемым данным субъектам союзным законодательством, а также с| возможностью получения большого дохода: посредством посреднической деятельности, разницей между фиксированной ценой государственных предприятий и свободной ценой кооперативов происходил рост представителей кооперативного движения. Данное; положение не способствовало развитию реального сектора экономики Республики Беларусь, подрывало устойчивость денежно- кредитной системы страны, а самое главное не оправдывало ожиданий возложенных на данных субъектов как реформаторов экономики. | |
2. Период (1992–1995 гг.); функционирования субъектов малого предпринимательства в нормативно-правовом неадаптированном поле. | Бурный рост количества субъектов малого: предпринимательства без долгосрочных! программ развития. Данные субъекты при- обретают некоторую самостоятельность от государственных структур. Происходит: ужесточение налогового пресса без учёта специфики малого предпринимательства,: следствием чего, является разорение значительной части предпринимательских структур, ориентация на торгово-закупочную деятельность. Положено начало перехода субъектов малого предпринимательства в "теневую экономику" | |
3. Период (1996–1998 гг.) Деятельность субъектов малого предпринимательства в период формирования нормативно- правового законодательства ориентированного на их специфику. | Период попыток адаптации нормативно- правовой базы к потребностям субъектов малого предпринимательства. Формируется "вертикаль", призванная к координации деятельности всех государственных структур, ответственных за развитие субъектов малого предпринимательства. Основным недостатком данного периода является не адаптация нормативно-правового законодательства для данных субъектов, а периодическое изменен ние подходов к налоговому законодательству, разрабатываемому для предпринимай тельства, на существующую в Республике Беларусь налоговую систему, которая требует реформирования. | |
4. Период (1998 г. – по настоящее время) деятельности субъектов малого предпринимательства в рамках жёсткого государственного регулирования. | Данный период можно охарактеризовать как "разрастание" органов государственного; управления, призванных к проведению раз личного рода проверок и санкций в отношении субъектов малого предпринимательства. Нескоординированность действий государственных органов, ужесточение налогового законодательства, бессистемность принимаемых правовых документов приводит к уменьшению стимулов предпринимательской деятельности. Происходит уменьшение здоровой предпринимательской инициативы, угасает, количества предпринимательских структур и развитие протекционистских настроений среди большинства действующих субъектов малого предпринимательства. |
Примечание. Источник: собственная разработка
|
|
|
|
Помимо исторических этапов, малое предпринимательство в период становления и развития проходит этапы организационного характера, такие как этап создания; этап развития; этап выхода на рынок и развитие производства; этап роста; этап консолидации. Данным этапам соответствует ряд мероприятий, проводимых предпринимателями, причём у каждого этапа присутствует свой набор проблем.
Тема 6. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЕДИНИЦЫ
1. Содержание бизнес плана (бизнес-планирование)
В условиях рыночных отношений в белорусской экономике достаточно распространенной формой планирования стало бизнес-планирование, в основе которого лежит разработка бизнес-плана. В широком смысле бизнес-план представляется как документ, содержащий описание будущего бизнеса.
Для каждого варианта выбираемой стратегии составляется бизнес-план, который позволяет предпринимателю определить направления действий на этапе становления предприятия, условия выживания при наличии жесткой конкурентной борьбы, а потенциальным внешним инвесторам - решить вопрос относительно участия в финансовой поддержке создаваемого предприятия.
В процессе разработки бизнес-плана предприниматель имеет возможности критически оценить свои силы, ответить на вопросы о целесообразности создания предприятия, найдет ли оно своего клиента, с кем придется конкурировать и удастся ли завоевать рынок сбыта.
Ситуация может сложиться таким образом, что на стадии разработки бизнес-плана предприниматель убедится в бесперспективности проектируемого бизнеса. Это лучше, чем прийти к такому выводу после того, как уже вложены средства, и предприятие начинает функционировать.
Для составления бизнес-плана необходима информация о емкости рынка, производственных и финансовых потребностях предприятия. Производственные и финансовые потребности предприятия зависят от проектируемых видов деятельности и от того, какую продукцию предполагается выпускать. Для их расчета следует подготовить:
перечень операций по обработке и сборке с учетом получения отдельных узлов и деталей по кооперации;
список необходимых сырья и материалов с указанием вероятных поставщиков, их месторасположения, ориентировочных цен и транспортных тарифов по доставке;
перечень необходимого технологического оборудования, его стоимость, возможность периодического использования на основе аренды;
|
|
перечень требуемых специальностей с указанием числа работников каждой специальности, расходов на заработную плату, затрат по подготовке отдельных специалистов;
потребность в производственных площадях, возможности аренды или купли помещений;
предполагаемые накладные расходы.
Бизнес-планирование в нашей стране в настоящее время используется при формировании стратегии развития организации, реализации инвестиционных проектов, базируясь на нормативно-правовых актах Республики Беларусь.
Инвестиционное бизнес-проектирование должно решать две основные задачи. Во-первых, это создание эффективных инвестиционных проектов, реализация которых позволит принять правильные управленческие решения, грамотно разметить инвестиции, и в полной мере достичь ожидаемого результата. Во-вторых, инвестиционное проектирование является важнейшим инструментом для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, что особенно актуально на современном этапе развития белорусских предприятий. Инвестиции нужны в первую очередь для обновления изношенной инфраструктуры предприятий. Поэтому, создание привлекательных инвестиционных проектов в настоящее время становится необходимым условием выживания и успешного развития предприятия.
Бизнес-план инвестиционного проекта - это план (программа) реализации целей и путей достижения вновь организуемого бизнеса или дальнейшего его совершенствования в рамках действующего предприятия (фирмы, компании).
Это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо проекта, создания нового или развития существующего дела. В нем, как правило, приводятся обоснование и оценка возможностей проекта, определяются расходы и доходы, потоки реальных денег, источники финансирования, анализируются рентабельность и окупаемость, безубыточность и другие показатели.
Общие требования, предъявляемые к бизнес-плану инвестиционного проекта, сочетают в себе, с одной стороны, необходимость подготовки серьезного аналитического документа, а с другой - служит средством рекламы. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным банкирам и финансистам, партнерам по бизнесу, содержащаяся в нем информация должна быть четкой, емкой и краткой.
|
|
Основанием для разработки бизнес-плана является документ (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:
- руководитель разработки бизнес-плана;
- состав исполнителей с распределением обязанностей между ними;
- разработчик бизнес-плана;
- смета затрат на выполнение работ и источники их финансирования (при необходимости).
Вместе с тем следует учитывать, что инвестиционный бизнес-план предусматривает, как правило, строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой категорией, как инвестиции (капитальные вложения). И, поскольку этот план является инструментом для привлечения инвесторов, здесь должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов - обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им.
Основным документом, регулирующим вопросы разработки, утверждения, экспертизы и реализации инвестиционных проектов является постановление Совета Министров от 8 августа 2005г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций». Данным постановлением было ратифицировано Положение о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов. Это положение определяет:
• порядок разработки и утверждения коммерческими организациями бизнес-планов инвестиционных проектов;
• порядок рассмотрения банками бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения органами государственного управления из экспертизы;
• порядок согласования органами государственного управления бизнес-планов инвестиционных проектов, решения спорных вопросов;
• порядок проведения Министерством экономики Республики Беларусь экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов.
С целью развития института бизнес-планирования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2005г. №1136 создана Комиссия по развитию коммерческих организаций, в функции которой входит рассмотрение бизнес-планов инвестиционных проектов. Целью комиссии является рассмотрение спорных вопросов и урегулирование разногласий, возникающих при разработке, экспертизе, рассмотрении и реализации бизнес-планов инвестиционных проектов, в том числе бизнес-планов развития предприятий. В число задач Комиссий входит проведение экспертизы и согласования (защиты) бизнес-планов инвестиционных проектов, рассмотрение бизнес-планов, реализуемых с кредитной поддержкой банка, по которым имеются отрицательные заключения кредитующих банков или другие нерешенные вопросы, подготовка предложений и рекомендаций, направленных на решение проблемных вопросов разработки, экспертизы, согласования и реализации бизнес-планов и др.
С целью более качественной подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов и совершенствования методологии их. разработки Министерство экономики постановлением от 31 августа 2005г. №158 утвердило Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Данный документ учитывает современные экономические условия функционирования предприятий и реализации инвестиционных проектов. Правила адаптированы под действующее налоговое, инвестиционное, банковское и другие законодательства. Они устанавливают основные требования к составлению бизнес-планов инвестиционных проектов, выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов.
В настоящее время предприятия могут разрабатывать бизнес-планы инвестиционных проектов двумя основными способами: либо самостоятельно, либо с привлечением услуг сторонних организаций или специалистов. Следует отметить, что требования указанных выше нормативно-правовых актов должны в обязательном порядке соблюдать государственные и негосударственные предприятия, доли (акции) которых принадлежат государству или переданы в управление органам государственного управления. Частные предприятия могут применять эти документы с учетом хозяйственной необходимости. Однако как показывает практика, при самостоятельной разработке инвестиционных проектов основной проблемой, с которой сталкивается организация, является отсутствие методических материалов в данной области. Поэтому эти рекомендации и правила необходимо применять для формирования теоретической базы при разработке бизнес-планов любого предприятия независимо от формы собственности.
Для того, чтобы начать разработку инвестиционного проекта требуется решение руководителя, а основанием является его приказ, определяющий ответственных за разработку бизнес-плана - членов рабочей группы, которым предоставляются полномочия, способствующие сбору и взаимоувязке исходных данных. В состав рабочей группы, как правило, входят руководители и специалисты организации. Они являются ответственными за достоверность используемых в расчетах данных, ход разработки бизнес-плана, своевременность внесения в него изменений и дополнений.
Приказом руководителя также устанавливается механизм взаимодействия между структурными подразделениями организации при разработке бизнес-плана; оговаривается необходимость привлечения к разработке консалтинговых фирм с указанием основания для их привлечения; смета затрат на проведение работ по бизнес-проектированию, источники их финансирования, сроки разработки, согласования и т.д.
В случае привлечения к разработке бизнес-плана сторонних организаций или индивидуальных предпринимателей, данная деятельность осуществляется на договорной основе. В заключаемом договоре в обязательном порядке должны быть отражены:
• обязанности сторон по проводимым расчетам, предоставлению необходимой достоверной информации; сроки разработки необходимых документов;
• условия и сроки доработки (при необходимости) этих документов.
Данную организационную схему при разработке бизнес-планов могут применять и негосударственные предприятия, в том числе и с иностранными инвестициями.
2. Основные функции бизнес-плана
При технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов бизнес-план необходим:
- инвестору - для определения целесообразности (эффективности) вложения капитала;
- предпринимателю - для выработки программы действия и руководства в процессе реализации проекта;
государственным органам - для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений.
Бизнес-план разрабатывается в целях обоснования:
- текущего и перспективного (стратегического) развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
- возможности получения инвестиционных ресурсов, возврата заемных средств;
- предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
- целесообразности оказания мер государственной поддержки.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая заключается в том, что бизнес-план используется для разработки концепции бизнеса, для определения стратегии, что позволяет обнаружить проблемы еще "на бумаге", рассмотрев деятельность предприятия всесторонне – в области маркетинга, производственной деятельности, финансов. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая представляет бизнес-план как инструмент контроля и управления, т.е. служит для сравнения фактических результатов деятельности за определенный период с запланированными, чтобы определить благоприятность или нежелательность отклонений и будущие направления и возможности развития.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современной белорусской экономике функционирует программа поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющая возможность пользования кредитными линиями. Но при этом банковская система предпринимает комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, в том числе предоставление кредита при наличии проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Пятая функция позволяет менеджменту посредством бизнес-плана активизировать человеческий фактор. Путем вовлечения сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшается их информированность о предстоящих действиях, координируются усилия, создается мотивация достижения целей.
Бизнес-план служит основой организации производства продукции, аргументации перестройки структуры управления, обеспечения реализации направлений маркетинга и сбыта продукции, материально-технического снабжения предприятия, политики в отношении персонала, грамотной системы юридической защиты.
3. Классификация основных типов бизнес-планов
С позиций практики бизнес-планы часто классифицируют по назначению:
1) бизнес-план предприятия на некоторый период (год, пять лет и т.п.);
2) бизнес-план инвестиционного проекта;
3) бизнес-план инновационного проекта;
4) бизнес-план конкретной бизнес-операции или мероприятия (крупной сделки, рекламной кампании, реструктуризации и т.п.);
5) бизнес-план санации (финансового оздоровления) предприятия.
4. Технология разработки бизнес-плана
Бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.
Бизнес-план является итоговым документом, составлению которого предшествует определение миссии и целей бизнеса, анализ внешней среды, собственных возможностей. На рис. представлена технология разработки бизнес-плана, предполагающая последовательные этапы реализации управленческих и маркетинговых знаний.
БИЗНЕС-АНАЛИЗ | |
Анализ внешней среды 1. Перспективы развития отрасли и продукции 2. Состояние конкуренции 3. Потребители продукции 4. Сбытовая деятельность 5. Тенденции развития макросреды (среды косвенного воздействия) предприятия | Оценка внутренней среды (управленческий анализ) 1. Маркетинг 2. Финансы 3. Производство 4. Человеческие ресурсы 5. Административная деятельность |
Рис. Технология разработки бизнес-плана
Представленный комплекс управленческих действий по разработке отдельных блоков показывает не только сложность плановой работы, но и необходимость подключения к ней специалистов в различных областях. Достижению цели, преследуемой бизнес-планом, способствует в первую очередь компетентность разработчиков, а также наличие и реализация корпоративной политики предприятия.
Необходимость серьезного подхода к составлению бизнес-плана обусловлена тем, что:
a) в предпринимательскую деятельность включается все большее число людей, как правило, слабо представляющих ее сложность;
б)меняется облик экономической модели в связи с изменением экономических приоритетов;
в) любое производство требует соединения четырех факторов: земли, рабочей силы, капитала и предпринимательской инициативы. При наличии капитала остальные ресурсы можно приобрести на рынке, но при недостатке собственного капитала необходимым условием его привлечения (т.е. получения внешних инвестиций) является наличие бизнес-плана как аргументированного доказательства того, что инвестиции принесут прибыль и выгоду.
Бизнес-план является детальной финансово-экономической программой хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. Он представляет собой модель организации производства и реализации продукции, включающую анализ экономических ситуаций, с которыми может столкнуться коллектив, и определение способов их решения. Кроме того, бизнес-план является элементом имиджа предприятия, дает возможность ознакомиться с предприятием, выполняя обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
Основной целью бизнес-планаявляется достижение разумного компромисса между тем, что предприятие намерено и чего способно достичь в плановом периоде.
Бизнес-планпризван ответить на три ключевых вопроса:
1. Каково положение предприятия в настоящий момент (проведение бизнес-анализа или ситуационного анализа)?
2. Каковы перспективы развития предприятия (определение миссии, задач, целей, конкурентных преимуществ)?
3. Как предприятие, используя свои конкурентные преимущества (составление бизнес-плана), будет выполнять свою миссию, решать задачи и достигать поставленные цели?
Необходимо иметь четкое представление о сущности своей деятельности, чтобы предприятие не отклонялось от намеченного курса, а также для привлечения необходимых дополнительных финансовых средств.
5. Разработка отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской единицы
В общем виде бизнес-плану присуща следующая структура:
1. Титульный лист;
2.Содержание;
3.Описательная часть;
4.Приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.
Бизнес-план по своей структуре является сложным документом. Его разделы и параграфы должны охватывать все стороны деятельности предприятия, а состав разделов может иметь особенности в зависимости от специфики предприятия.
Бизнес-план включает резюме и следующие разделы:
1. Виды товаров и услуг.
2. Рыночные исследования и анализ сбыта.
3. Оценка конкуренции на рынках сбыта.
4. Маркетинг.
5. План производства.
6. Организационный план.
7. Юридический план.
8. Оценка риска и страхование.
9. Финансовый план.
В первом разделе дается описание всех товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием на рынке. Указываются их основные преимущества и недостатки с позиций покупателя, отличия между тем, что предлагает рынок в настоящее время, и тем, что предприятие может предложить в перспективе. Особое внимание должно уделяться уникальным, отличительным свойствам продукта, представленного в бизнес-плане;
Наиболее важным и трудным для составления является второй раздел. Основная цель его - убедить вероятных инвесторов и кредиторов в конкурентоспособности предлагаемого проекта. Одновременно предприниматель имеет возможность определить его нишу на рынке и контингент будущих покупателей. Этот раздел основан на исследовании рынка и требует большого объема информации.
Третий раздел бизнес-плана посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, вероятной их стратегии и тактике, сопоставлению показателей товара проектируемого производства и конкурентов. Для количественного сопоставления составляется специальная таблица. Если при анализе таблицы выявятся преимущества, не превышающие 30% по сравнению с конкурентами, это означает низкую конкурентоспособность проектируемого производства, если же преимущества находятся в пределах 30-50% и более, - это показатель вероятности относительно устойчивого положения.
В четвертом разделе находят отражение способы достижения планируемых объемов продаж. При этом указываются общая стратегия маркетинга, схема ценообразования и сбыта товара, методы стимулирования роста объемов продаж.
Пятый раздел включается в бизнес-план тех предприятий, которые будут производить товары. Главная задача этого раздела - убедить потенциальных партнеров, что организуемое предприятие будет в состоянии производить необходимое количество товара в нужные сроки и высокого качества. Указываются наличные и требуемые дополнительные мощности, определяются поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки. Расчет производственной мощности производится на 2-3 года и увязывается с видом и типом необходимого оборудования. Указываются вероятные поставщики оборудования. Важнейшая часть пятого раздела - оценка издержек производства и их изменений в перспективе.
Шестой раздел содержит общую характеристику организационной структуры предприятия, сведения о персонале, расходы по заработной плате.
В седьмом разделе определяется организационная форма предприятия относительно собственности, от чего зависит его правовой статус. Принятое в этом разделе решение позволяет в дальнейшем разработать документы, регулирующие будущую деятельность предприятия.
В восьмом разделе содержится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и предполагаемого ущерба, организационные меры по предупреждению и нейтрализации рисков, программа страхования от рисков.
Девятый раздел включает прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия. Составление этого раздела позволяет рассчитать объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, сроки окупаемости и ожидаемые доходы, определить источники инвестиций.
В завершение всей работы пишется резюме бизнес-плана, в котором находят отражение цели предприятия, его возможности, стратегия, разработанные мероприятия, т.е. указывается все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором или кредитором проекта.
Разработанный бизнес-план постоянно модифицируется. Это позволяет использовать его как актуальный системный инструмент. Он отражает текущую динамику бизнеса и обеспечивает непрерывное управление предприятием, базируясь на стратегических и текущих целях. Для этого на всех уровнях менеджмента должны быть созданы постоянно действующие обратные связи.