Экономико-математические модели и методы в управлении

К экономико-математическим моделям и методам относятся методы исследования операций, методы математической статистики, теория расписаний и графов, теория управления запасами, эвристические методы.

Методы исследования операций включают: линейное, дискретное, динамическое и стохастическое программирование, а также многокритериальные модели и сетевые методы планирования.

Линейное программирование заключается в поиске оптимального решения для линейной целевой функции, при линейных ограничениях и ограничениях на неотрицательность переменных.

Важное место в информационных системах управления (ИСУ) принадлежит методам дискретного программирования, ориентированного на решение задач оптимизации, в которых переменные могут принимать фиксированные значения.

Модели стохастического программирования описывают ситуации, в которых элементы модели (все или часть) являются случайными величинами с известными функциями распределения.

Сетевые модели и методы применяются в задачах, где есть возможность представить управляемый процесс в виде графа, описывающего взаимосвязи работ, ресурсов, временных затрат и т.д.

Динамическое программирование представляет собой многошаговый процесс получения оптимального решения. Используется для моделирования процессов, развивающихся во времени и/или пространстве.

Многокритериальные модели позволяют оптимизировать получаемые решения по комплексу критериев, отражающих экономический, социально – экономический и другие аспекты деятельности организации.

Математическая статистика применяется для решения задач анализа и прогнозирования экономических и социальных процессов, создания и корректировки нормативной базы.

Теория управления запасами позволяет определить уровни запасов материалов, полуфабрикатов, производственных мощностей и других ресурсов в зависимости от характера их использования (дефицитные и бездефицитные модели, модели, отражающие динамику потребления ресурсов).

Теория расписаний представляет методологическую основу для решения задач упорядочения последовательности работ.

Теория игр теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта или неопределенности. В качестве конфликта можно рассматривать любое разногласие (конкуренция, торги и т.п.)

Эвристические (неточные) методы используют опыт высококвалифицированных специалистов. При этом все процессы описываются эмпирическими формулами.

Стандартное программное обеспечение

Стандартное программное обеспечение – совокупность пакетов прикладных программ для реализации прикладных задач. Это в основном отечественные программы: «1С: Предприятие», «1С: Бухгалтерия», Жилищно-эксплутационное хозяйство, «Склад», «Трайбен», «Босс-кадровик», «Кадры», «Оракул - Кадры», «Брокер» «Акционер» 9. «Парус» – «1С: Архив», «Кодекс: Документооборот», «Архив – Делопроизводство», «Media-Делопроизводство», «Docs Open», «Гран-Док», «Дело», «Эффект Офис», «LanDocs», «OPTiMA-WorkFlow», «DIS-Системы», «Босс-Референт», «ЕВФРАТ-Документооборот», «Реферат»:

К справочно-правовым системам относятся:

а) «Консультант Плюс»;

б) «Гарант»;

в) «Кодекс».

 

 

Глава 6. Мультимедиа в компьютерных технологиях

Основы мультимедиа

В настоящее время наблюдается новый этап компьютеризации различных видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа технологий. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности.

В буквальном переводе мультимедиа означает «многие среды» (от multi–много и media–среда). Таким образом, речь идет об объединении различных способов представления и обработки разнообразной информации: текстовой, цифровой, табличной, речевой, звуковой, анимационной, телевизионной и т.д.. Такая единая информационная среда обеспечивает единые принципы хранения, передачи, обработки и воспроизведение информации.

Таким образом, мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, речь, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

В результате использования мультимедиа технологий:

- вся информация (текст, звукоряд, видеоряд) представляется единым образом, в цифровом виде;

- информацию можно долго хранить, используя оптические носители;

- информацию можно эффективно контролировать при передаче;

- информацию легко перерабатывать: все операции от рутинных (поиск) до творческих (преобразование) на компьютере проводятся либо автоматически, либо автоматизировано (с участием человека).

Существует определённый минимум аппаратных средств, которыми должен располагать компьютер, чтобы его можно было считать мультимедийным. Для мультимедиа компьютеров разработан международный стандарт MPC (Multimedia Personal Computer), определяющий требования к основным характеристикам компьютеров, периферийным техническим средствам и программному обеспечению, которые предъявляют мультимедийные технологии.

Требования к аппаратной части: персональный компьютер, работающий на микропроцессоре не ниже РΙΙ233 с тактовой чистотой от 400 МГц; оперативная память не менее 128 Мб; накопитель на жёстком диске ёмкостью не менее 10 Гб; накопитель на магнитном диске 3,5 дюйма ёмкостью 1,44 Мб; дисковод для компакт-дисков (CD-ROM); манипулятор типа «мышь»; аудиосистема, микрофон; дисплей и адаптер, обеспечивающие графический режим с разрешением 1024×468 точек в режиме TrueColor; порт ввода/вывода MIDI.

Требования к программному обеспечению: операционная система с графическим интерфейсом; программный интерфейс для взаимодействия периферийных средств мультимедиа с функциями мультимедиа – MCI (Media Control Interface); программный интерфейс, позволяющий объединять цифровые видеоизображения, а также создавать новые.

 

Сфера применения

Мультимедиа является важнейшим шагом в развитии компьютерных технологий. Первоначально системы мультимедиа использовались в компьютерных играх, затем они произвели революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, бизнес, научные исследования, во многих сферах профессиональной деятельности, искусства и т.д.

В образовании компьютер становиться привычным средством обучения, как классная доска, учебник или наглядное пособие для лучшего усвоения нового материала, а также для проведения опытов. Построение процесса обучения в виде развивающих интерактивных игр резко повышает внимание и интерес к учебному материалу. Значительно повышает качество информации музыкальное сопровождение.

Обучающие компьютерные программы имеют ряд положительных моментов в процессе их использования.

Во-первых, это наличие живого, активного диалога между обучаемым и обучающим компьютером. Во-вторых, превращение процесса обучения в занимательную игру, увлекательное путешествие в мир неведомого. В-третьих, работа учащихся за компьютером снимает сильную, часто стрессовую психологическую нагрузку с учителя, заменяя его функции источника и контролёра знаний на функцию проводника по необычным мирам. Кроме того, компьютеру присущи безошибочность, объективность и доброжелательность, снимающие с учащихся стресс постоянного страха перед наказанием субъективно заниженной оценкой.

Однако не стоит думать, что компьютер может заменить учителя. Он может лишь стать его помощником, сотрудником.

Для преподавателя важно, чтобы студенты не просто слышали, но и понимали, а также могли эффективно применять полученные знания на практике. Интерактивные мультимедийные обучающие технологии – один из способов реализации такого подхода.

В последнее время активно популяризуется идея использования мультимедийных технологий и существующих глобальных компьютерных сетей

Мультимедийные технологии в полной мере реализовали свои преимущества в лингвистических системах обучения. В них сочетаются чёткое изображение предмета, правильное произношение и правописание. Так, при обучении иностранным языкам весь курс обучения строится по модульному принципу, где каждый модуль соответствует некоторой жизненной ситуации. При этом выводятся соответствующие картинки, слова, определения, фразы. Всё это помогает учащимся пополнить свой словарный запас, изучить правила грамматики и синтаксиса.

Высшая форма использования мультимедиа в образовании – создание мультимедиа-тренажёров для отработки профессиональных навыков авиапилотами, автомобилистами, водителями поездов, трамваев и т.д. На мультимедийных тренажёрах можно проигрывать разные ситуации (происшествия и аварийные ситуации, конъюнктуру и изменение ценовой политики и т.д.), близкие к реальной жизни, находить оптимальные решения, анализировать ошибки.

В бизнесе мультимедийные технологии используются в рекламной деятельности (маркетинговые презентации). Маркетинговые презентации могут быть различных типов.

Торговые презентации предназначены для использования торговыми агентами при заключении сделок. Они позволяют за короткое время представить всю необходимую информацию о товаре и тем самым значительно сэкономить время.

Кроме того, существуют системы, позволяющие создавать новые произведения искусства. Автор фильма на экране собирает, создает произведения из ранее подготовленных (нарисованных, отснятых, записанных и т.п.) фрагментов. Он может создавать видеосюжеты, наложения и преобразование изображений, текста, звука.

В туристических агентствах посетителю можно предложить самостоятельно просмотреть мультимедийные картинки различных вариантов отдыха и туризма, ознакомиться с условиями и возможностями отдыха, культурными достопримечательностями, послушать национальную музыку.

Мультимедийные технологии могут быть использованы на предприятиях и организациях. При этом руководители и специалисты, не оставляя своего рабочего кабинета, могут провести конференцию через локальную или корпоративную компьютерную сеть, используя заранее приготовленные видеоматериалы или трансляцию в реальном времени видеосюжетов, вводимых в систему через фото и кино-цифровую аппаратуру.

Качество инструкций по обслуживанию и ремонту различной техники и устройств значительно повысится, если они будут разработаны с использованием мультимедиа. Это в равной степени относиться и к методикам проведения хирургических операций, и другим видам лечения человека и животных. Это объясняется тем, что многие операции и действия гораздо проще объяснить с помощью изображения и речи, чем длинными описаниями и статическими рисунками.

Для ремонтных мастеров жилищного комплекса такие системы позволяют получить полное описание и изображение здания, внутренних помещений, схем водопровода горячей и холодной воды, электропроводки и т. д., а также рекомендации по устранению типовых неисправностей.

Большим вниманием технологические мультимедиа пользуются у военных, которые начали реализовывать программу по переносу на интерактивные видеодиски всей технической, эксплуатационной и учебной документации по всем системам вооружений, создания и массового использования тренажёров.

Благоприятное впечатление производят построенные на принципах мультимедиа электронные справочники, энциклопедии, художественные альбомы, словари и переводчики с одного языка на другие. Они несут невиданный ранее объём информации с прекрасными цветными иллюстрациями, фрагментами мультфильмов и видеороликами, музыкальным и речевым сопровождением.

К другим не менее важным направлениям использования мультимедийных технологий относятся: создание и использование системы ориентирования (выбор оптимального маршрута следования с учётом обстановки на всём маршруте).

Очевидно, что мультимедиа станет в ближайшее время одним из основных направлений совершенствования компьютерных технологий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: