Характеристика СКД как самостоятельной подсистемы общей системы социализации

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Социокультурные институты воспитания, образования и досуга представляют собой своеобразные хранилища неспецифического знания и механизмы его трансляции из поколения в поколение. На социальном уровне наиболее показательным институтом является клуб, досуговый центр и др. учреждения культурно-досугового типа Социально-культурные и культурно-досуговые формы деятельности этих учреждений дают общее представление о развитии культуры в стране и регионе, о культурных ценностях, нормах социальной жизни, способах и стилях существования и т.д. Поэтому в процессе деятельности. организуемой этими учреждениями приобретаются наборы разнородных и общих представлений, которые служат определенными ориентирами в культуре и социальной жизни.

В культурно-досуговых учреждениях приобретаются такие определенные навыки поведения и общения людей друг с другом б официальных и неформальных институциональных ситуациях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым дополнением к опыту приобретаемому в школе, семье и др. социальных учреждениях. Здесь усваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях; приобретаются практические знания и навыки, необходимые для адекватного существования в непосредственной жизненной среде. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: