Основные направления экономической политики

С точки зрения областей (направлений) государственного вмешательства в хозяйственную жизнь механизм государственной экономической политики работает одновременно в разных направлениях. Каждое из этих направлений часто также называют политикой. Это, прежде всего, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, валютная (эти направления часто объединяют в финансовую политику), промышленная (она же отраслевая), внешнеэкономическая, антимонопольная, научная, образовательная и, конечно же, социальная политика. Причем эти направления содержат часто так много отдельных важных секторов, что и их тоже называют политикой. Так, в социальной политике выделяют политику цен и доходов, пенсионную и др.

Основными направлениями государственного регулирования экономики являются:

- воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей;

- финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка, а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).

Смысл первого направления экономической политики государства состоит в том, что в условиях сохранения конкурентной ситуации на рынке будет производиться именно та продукция, которая соответствует нуждам потребителей. С одной стороны, потребители получат возможность приобрести нужные им товары и услуги (в этом случае повышается их благосостояние). С другой стороны, возможность продажи этих товаров и услуг заинтересованным потребителям создает возможность получения доходов для тех, кто занят на производстве этих товаров и услуг, т. е. занятое население может получить доходы, необходимые для покупки товаров и услуг.

Второе направление экономической политики государства в наибольшей степени связано с формированием доходов и обеспечением основными товарами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка. Но, наряду с этим, второе направление государственной экономической политики оказывает влияние и на благосостояние всего населения в целом, так как с помощью социальных обязательств государство обеспечивает производство «нерыночных» благ, таких как образование, здравоохранение и др.

Возрастание регулирующей роли государства привело к аб­солютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало располагать, и относительному возрастанию доли го­сударства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале столетия в ведущих западных странах через государ­ственные финансы перераспределялось 9-18% национального дохода, то с 60-70-х годов -50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической револю­цией, расширением нерыночного сектора экономики, интерна­ционализацией производства и усилением воздействия государ­ства на экономику. В связи с этим можно отметить несколько современных направлений финансового регулирования.

 

Для расширения научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ государство активно проводит инновацион­ные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновление производства в других звеньях национального хо­зяйства. Средства государственного казначейства широко рас­ходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финанси­рования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации ра­бочей силы.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответ­ствуют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы госу­дарства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений.

Регулированию экономики способствуют расходы на соци­альные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку ассигнование на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяет рынок сбыта для многих отраслей хозяйства.

Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении национального продукта в стра­нах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю оказывают, экономические теории финансового регулирования.

Во второй половине XX в. современные монетаристы выдви­нули новый вариант количественной теории денег - теорию избыточного спроса. Причину инфляции они усматривают не в росте денежной массы, а в увеличении потребительского спроса. Исходя из этого, были разработаны практические методы изъятия избыточного спроса населения: повышение налогов, выпуск зай­мов, замораживание заработной платы,

осуществление “прину­дительных сбережений”. С этих позиций после второй мировой войны в странах Запада проводились денежные реформы, в том числе применялось так называемое блокирование счетов вклад­чиков в банках (прекращение выдачи денежных средств вклад­чикам). Подобную же политику Международный валютный фонд применял к развивающимся странам, имевшим большую внеш­нюю задолженность.

В противовес монетаризму современные последователи кон­цепции Дж. Кейнса - новокейнсианцы считают необходимой де­нежную экспансию (путем выпуска облигаций, государственных займов и других операций на открытом рынке). Они отдают предпочтение таким финансовым рычагам, как предоставление фирмам льготных государственных кредитов (особенно при экс­порте товаров), субсидирование крупного капитала в прямой или скрытой форме, дефицитное финансирование государственных закупок товаров и услуг (в первую очередь вооружений). Главное внимание новокейнсианцы уделяют разработке фис­кальной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: