• Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования
• Серьезная проблема избирательных компаний – абсентеизм, т.е. уклонение от участия в выборах
• При низком проценте явки избирателей назначаются повторные выборы
• Электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста
• Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы. При пропорциональной системе выборов в Госдуму производится пропорциональное распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от поданных за них голосов избирателей, если партии преодолели 7% барьер. Число таких партий должно быть не меньше двух, а сумма поданных за них голосов - свыше 60%
• Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколько парламентских мест завоевала каждая партия. На втором – распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Чем больше голосов избирателей получила та или иная партия, тем больше мандатов получат ее кандидаты
• При избрании Президента РФ необходимо получит абсолютное большинство голосов. Если ни один кандидат не наберет более половины голосов, проводится второй тур. В нем побеждает тот, кто набрал наибольшее число голосов (по правилам мажоритарной системы относительного большинства)
• Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России – Центризбиркомом. Избирательная комиссия представляет отчет о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы: на реализацию ими собственных интересов и целей.
В каждой политической системе существуют определенные механизмы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Субъекты политического процесса:
• государство
• социальные, этнические, конфессиональные группы
• политические институты
• граждане как индивиды
• граждане как совокупность избирателей (электорат)
Современные политологи рассматривают политический процесс как определенную технологию принятия и реализации политических решений.
Этапы политического процесса:
Этап | Содержание |
Артикуляция интересов: | -обращение индивида с прошением или заявлением к местному или правительственному чиновнику. -публичное проявление протеста: пикеты, митинги |
Агрегация интересов: | - политические требования индивидов и групп соединяются в партийные программы политических партий, которые ведут непосредственную борьбу за власть |
Выработка политического курса: | -является ключевым моментом политического процесса -на этом этапе происходит сбор органами власти соответствующей информации, рассмотрение альтернативных программ, выработка конкретного плана действий по ключевым вопросам политической, экономической и социальной жизни |
Этап реализации и контроля и исполнения принятых решений: | -на этом этапе возникают конфликты между различными социально-политическими силами и бюрократическими группировками, поскольку решения, которые должны воплотиться в жизнь, устраивают далеко не всех субъектов политики. Задача власти – нейтрализовать негативное влияние противоположных тенденций. |
Классификация политический процессов:
По сфере действия:
- внешние политические процессы: связаны с типом государственного устройства, характером политических режимов, типом лидерства, составом правящей элиты.
- внутриполитические процессы: определяются интересами и целями государства, соотношением сил в мире.
По продолжительности и значимости для общества выделяют:
- долговременные политические процессы (формирование государства)
- краткосрочные процессы (избирательная компания).
По степени публичности: по степени открытости выделяют:
- публичные и непубличные процессы. Публичные процессы характеризуются тем, что интересы участников процесса проявляются совершенно открыто: программы альтернативных партий и движений в ходе предвыборной кампании
- непубличные процессы связаны со скрытыми действиями участников, направленные на достижение целей вопреки существующим конституционным и правовым нормам. Например, вмешательство в политику силовых структур, где гражданский контроль над органами безопасности недостаточно эффективен.
Классификация