Расторжения контрактов

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИСПОЛНЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной

системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением сторонами контракта принятых обязательств. Рубежом между этими этапами является заключение контракта.

Для заказчика заключение контракта по результатам закупки носит обязательный

характер. Отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика

(подрядчика, исполнителя) возможен, если заказчик или комиссия по осуществлению

закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует единым требованиям,

указанным в ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии) статьи 31 Закона о контрактной системе или

предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Кроме того, заказчик или комиссия по осуществлению закупок может отказаться от заключения контракта в любой момент до его заключения при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Иных оснований для отказа от заключения заказчиком контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Закон о контрактной системе не предусматривает.

По результатам конкурентных способов осуществления закупок, контракт

заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или

приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о

На практике заказчики сталкиваются с ситуацией, когда НМЦК была рассчитана и

указана в проекте контракта с учетом НДС, а победитель конкурентной процедуры закупки использует или переходит на упрощенную систему налогообложения (УСН).

В каком размере в таком случае должна быть указана цена контракта и правомерно

ли снижение цены при заключении контракта на сумму НДС?

По данному вопросу Министерством экономического развития указано, что сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке и Законом о контрактной системе не определен порядок действий заказчика, в случае если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на УСН 1.

Таким образом, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем

закупки и оплата за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть произведена заказчиком в установленном контрактом размере.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

контракты заключаются на основании условий согласованных сторонами в процессе его

заключения и норм действующего законодательства. При заключении первым контракт подписывает участник закупки, а затем – заказчик.

В случаях, когда Законом о контрактной системе предусмотрено обеспечение

исполнения контракта, контракт заключается только после исполнения данной нормы.

Законом о контрактной системе установлены сроки и особенности заключения

контрактов применительно ко всем конкурентным способам определения поставщика

(подрядчика, исполнителя).

Сроки, отведенные для заключения контракта, регулируются нормами Закона о

контрактной системе и Гражданским Кодексом РФ, устанавливающим максимальный срок для заключения контракта с даты наступления соответствующего события.

 

Открытый конкурс (включая двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием) *

не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе

 

Закрытый конкурс

не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с даты

подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в

конкурсе

 

Аукцион в электронной форме*

не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с даты

размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного

аукциона

 

Закрытый аукцион

не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с даты подписания

протокола закрытого аукциона

 

Запрос котировок*

не ранее чем через 7 дней и не позднее 20 дней с даты размещения

в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в

запросе котировок

 

Запрос предложений*

не ранее чем через 7 дней и не позднее 20 дней с даты размещения

в ЕИС итогового протокола

 

*В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо

возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию

контракта одной из сторон в установленные Законом о контрактной системе сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных Законом о контрактной системе сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

Законом о контрактной системе установлены не только сроки подписания контракта, но и процесс взаимодействия, в том числе документооборот, между победителем и заказчиком, а также последствия признания процедур несостоявшимися.

Рассмотрим специфику заключения контракта по способам определения поставщика

В соответствии со ст. 54 Закона о контрактной системе контракт по результатам

конкурса заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной

участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с

которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким

участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право

заказчика предусмотрено конкурсной документацией.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара,

определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в

конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на

количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса.

Разница между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной

(максимальной) ценой контракта (ценой лота) – это экономия, полученная заказчиком

по результатам закупки.

Следует отметить, что аналогичная норма предусмотрена и для аукциона.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через десять дней и не

позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе

протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении

закрытого конкурса с даты подписания такого протокола

Срок подписания контракта победителем конкурса – 10 дней с даты размещения в

ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а при проведении

закрытого конкурса - с даты подписания такого протокола (ч.3 статьи 54). В течение этого

срока победитель конкурса должен:

 подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику;

 одновременно с контрактом представить заказчику документы, подтверждающие

предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который

предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37

 

При невыполнении хотя бы одного из этих условий победитель конкурса считается

уклонившимся от заключения контракта.

При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе

обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения

контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие, в конкурсе которого присвоен второй номер.

Для участника, заявке которого присвоен второй номер, заключение контракта

является правом, а не обязанностью.

В случае согласия участника конкурса, заявке на участие, в конкурсе которого

присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от

заключения контракта. Участник, заявке которого присвоен второй номер, вправе

подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены

частью 3 статьи 54, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с

подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение

исполнения контракта.

Непредоставление участником конкурса, заявке на участие, в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьей, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

Подписание контракта заказчиком также регламентировано. С даты получения от

победителя конкурса или участника заявке которого присвоен второй номер подписанного

контракта с приложением документов подтверждающих внесение обеспечения

исполнения контракта у заказчика есть 10 дней для подписания контракта и передачи

одного экземпляра лицу, с которым заключен контракт или его представителю. Также допускается отправка одного экземпляра лицу, с которым заключен контракт по почте.

Если заказчик в установленный срок не совершил вышеуказанные действия – он признается уклонившимся от заключения контракта.

При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или

участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер, этот победитель или этот

участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения

контракта.

Последствия признания конкурса несостоявшимся.

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком,

исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случаях, если конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что:

 по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна

заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Закона о

контрактной системе и конкурсной документации (ч. 13 статьи 51);

 по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка

признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и

конкурсной документации (ч. 6 статьи 53);

 по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки

признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным

требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям

Закона о контрактной системе и конкурсной документации (ч. 9 статьи 56).

 по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном

конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана

соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной

документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие

в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей

требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации (ч. 15

статьи 57).

В случаях, когда конкурс признан несостоявшимся (ст.55), заключение контракта с

единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется по

согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на

осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере

государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта

Российской Федерации или органом местного самоуправления уполномоченными на

осуществление контроля в сфере закупок, в порядке установленным действующим

законодательством.

В отличие от конкурса контракт по результатам электронного аукциона

заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной

подписью.

Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения

в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Алгоритм заключения контракта по результатам электронного аукциона приведен в

лекции раздела 4.6 данного учебного курса.

 

Запрос котировок.

По результатам запроса котировок контракт заключается на условиях,

предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в

заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на

участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается

контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

В случае если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный

контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой

победитель признается уклонившимся от заключения контракта, при этом заказчик вправе

обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения

контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую

же, как и победитель запроса котировок, цену контракта.

При отсутствии такого участника - с участником запроса котировок, предложение о

цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после

предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о

проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников

является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Последствия признания запроса котировок несостоявшимся.

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком,

исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся в связи с тем, что:

 по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только

одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям

закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок

(ч. 6 статьи 77);

 по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна

такая заявка признана соответствующей требованиям закона и требованиям,

указанным в извещении о проведении запроса котировок (ч. 9 статьи 78).

В соответствии п. 25 ч. 1 статьи 93 согласование с федеральным органом

исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок в случаях, когда запрос котировок признан несостоявшимся (ст. 79) не требуется.

 

Запрос предложений.

В соответствии с ч.17 статьи 83 Закона о контрактной системе по результатам

запроса предложений контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о

проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой

информационной системе итогового протокола и не позднее чем через двадцать дней с

даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В случае если победителем запроса предложений не исполнены требования

настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

В случае если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что

до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия

доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе

предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей

требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. При этом требуется согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

 

Заключение контракта по результатам закрытого аукциона (статья 91).

По результатам закрытого аукциона контракт заключается на условиях, указанных в

документации о закрытом аукционе, по цене, предложенной победителем закрытого

аукциона, или в случае заключения контракта с участником закрытого аукциона, который

сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной этим

участником.

Контракт заключается только после предоставления победителем закрытого

аукциона или участником закрытого аукциона, с которым заключается контракт в случае

уклонения победителя закрытого аукциона от заключения контракта, обеспечения

исполнения контракта.

В случае если в срок, предусмотренный документацией о закрытом аукционе,

победитель закрытого аукциона не представил заказчику подписанный контракт и

обеспечение исполнения контракта, победитель закрытого аукциона признается

уклонившимся от заключения контракта.

Если победитель закрытого аукциона признан уклонившимся от заключения

контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков,

причиненных уклонением от заключения контракта, в части, не покрытой суммой

обеспечения заявки на участие в конкурсе, и вправе заключить контракт с участником закрытого аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, с согласия этого участника.

В случае уклонения победителя закрытого аукциона от заключения контракта

денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в закрытом

аукционе, не возвращаются.

В случае отказа участника закрытого аукциона, который сделал предпоследнее

предложение о цене контракта, от заключения контракта заказчик принимает решение о

признании закрытого аукциона несостоявшимся, заказчик вправе внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении нового определения поставщика

(подрядчика, исполнителя) либо по согласованию с уполномоченным Правительством

Российской Федерации на осуществление данной функции федеральным органом

исполнительной власти осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 24 ч. 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В отношении заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком,

исполнителем) Закон о контрактной системе устанавливает только два требования:

1) В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика,

исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально

оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных

способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и

иные существенные условия контракта;

2) При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика,

исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за

исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика,

исполнителя), при которых документальное оформление отчета не требуется.

Исключением для вышеуказанных требований являются закупки у единственного

поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16,

19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93.

 

Заключение контракта в случае рассмотрения жалобы контрольным органом в

сфере закупок.

В соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный

орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика,

исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы, по существу.

В данной ситуации положения Закона о контрактной системе не позволяют заказчику

заключить контракт с победителем закупки до рассмотрения жалобы по существу, при этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок

рассмотрения жалобы, по существу.

Таким образом, если заключение контракта приостановлено органом по контролю,

победитель закупки не направивший заказчику проект контракта, в сроки, установленные

Законом о контрактной системе, или направивший протокол разногласий,

предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении

тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола, указанного в части 8 статьи 69 не

признается уклонившимся от заключения контракта 2.

 

Контракт жизненного цикла.

Законом о контрактной системе регламентируются особенности заключения

контракта не только по способам закупки, но и в отношении отдельных видов закупаемой

продукции. Так, ч.16 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность

заключать контракт жизненного цикла, предусматривающий:

 

 

2 письмо Минэкономразвития РФ от 30 мая 2016 г. № Д28и-1429

 

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1087 (в ред. Постановления

Правительства РФ от 29.12.2015 №1480) установлены следующие случаи заключения

контракта жизненного цикла:

а) выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог

(участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их

технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные

сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

б) выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских

и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических

сооружений портов;

в) выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов;

г) выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы

коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе

объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод,

переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

д) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры

метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического

транспорта;

е) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры

железнодорожного транспорта общего пользования;

ж) выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов

капитального строительства;

з) закупка железнодорожного подвижного состава, транспортных средств

метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического

закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование,

конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения

работы) последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или)

утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы

объекта, транспорта;

и) закупка воздушных судов, морских и речных судов;

к) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов

капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов,

предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского

оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов

капитального строительства;

л) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов,

предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов

хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной

базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, включая закупку

оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов;

м) выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов

капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан, в

том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов (пансионатов) для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально-оздоровительных центров, геронтологических центров, геронтопсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации (помощи), домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов;

н) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов

капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и

мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов,

библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов), включая закупку оборудования,

предусмотренного проектной документацией указанных объектов;

о) выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации

и (или) приспособлению для современного использования (при необходимости) объектов

культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,

включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации или нахождения таких объектов в руинированном состоянии.

Особенности заключения и исполнения контрактов на создание произведения

архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработку

на его основе проектной документации объектов капитального строительства, а также

на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и строительных контрактов.

 

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе в

настоящее время регламентированы особенности заключения и исполнения контрактов на

создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

и (или) разработку на его основе проектной документации объектов капитального

строительства, а также на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и

строительных контрактов 3.

Основными целями вышеуказанных нововведений являются обеспечение экономии

бюджетных средств, сокращение сроков строительства объектов, повышение качества

проектной документации и выполняемых на ее основании работ.

Закон о контрактной системе дополнен статьей 110.1 в соответствии с которой

контракт, предметом которого являются создание произведения архитектуры,

градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе

проектной документации объектов капитального строительства, должен содержать

условия, согласно которым:

1) Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, от имени

которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать

произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства,

созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации объекта капитального строительства на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства;

2) заказчик имеет право на многократное использование проектной документации

объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры,

градостроительства или садово- паркового искусства, без согласия автора произведения

архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

При этом автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-

паркового искусства не вправе требовать от заказчика проектной документации, указанной в пункте 2 части 1 статьи 110.1, предоставление ему права заключать контракт на разработку такой проектной документации без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Еще одна новая статья Закона о контрактной системе - 110.2 регламентирует

особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является

выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых

являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 110.2 контракт, предметом которого является выполнение

проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому

с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ

исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция

объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате

выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Частью 6 статьи 110.2 установлено, что объем выполненных по контракту работ

определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом

оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые

установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика

выполнения строительно-монтажных работ.

Методика составления указанных в части 6 статьи 110.2 графиков утверждается

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и

реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

строительства, архитектуры, градостроительства (Минстрой России).

Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого в соответствии

с Гражданским кодексом Российской Федерации является выполнение проектных и (или)

изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий

результаты инженерных изысканий.

В случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации

проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных

изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ,

содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются

строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный

и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого

получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии

построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства

требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе

требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта

капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и

заключение федерального государственного экологического надзора в случаях,

предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ.

Чтобы защитить права подрядчиков, предусмотрен десятидневный срок направления

заказчиком необходимых документов в органы, уполномоченные на выдачу заключений

либо на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. На это отпущено 10 дней.

Также статьей 110.2 предусмотрено право Правительства РФ установить виды и

объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства,

которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к

исполнению своих обязательств по контракту.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об

установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов

капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» установлено 34 вида работ которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Заказчику для реализации требований Постановления №570 необходимо в

документации о закупке указать возможные виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, без привлечения субподрядчиков. При этом перечислять все виды работ из Постановления №570 не следует. В документации о закупке указываются только те виды работ, которые предусмотрены проектно-сметной документацией.

На этапе заключения контракта в него включаются конкретные виды и объемы работ

из числа предложенных подрядчиком. Объем работ в совокупном стоимостном выражении должен составлять:

 не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта

- до 1 июля 2018 г.;

 не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта

- с 1 июля 2018 г.

 

Порядок направления подрядчиком информации о конкретных видах и объемах

работ, запланированных к выполнению им самостоятельно, Постановлением №570 не

установлен.

Рассмотрим, какую формулировку аукционной документации ФАС России при

рассмотрении жалобы участника закупки сочла правомерной.

Согласно пункту 7.1.35 проекта государственного контракта документации об

Аукционе установлено следующее: «Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без

привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту работы, виды

и объемы которых установлены в Приложении № 7 к контракту. Подрядчик обязан в

течение 10 дней со дня заключения контракта включить виды и объемы работ из числа

возможных видов и объемов работ, установленных в документации об электронном

аукционе, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения

других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в Приложение № 7 к

контракту, подписать такое приложение в двух экземплярах в письменной форме на

бумажном носителе и предоставить государственному заказчику. При этом, исходя из

сметной стоимости предлагаемых подрядчиком видов работ, предусмотренной

проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении объем таких работ

должен составлять не менее 15 % цены контракта» 4.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об

утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае

ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом…» за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Следует отметить, что за нарушение подрядчиком срока и порядка предоставления

сведений о видах и объемах работ из числа возможных, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц (при наличии такого условия в проекте контракта) заказчик, вправе применить штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения.

Размер такого штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в

виде фиксированной суммы, определяемо

 

 

Особенности исполнения контракта

Закон 44-ФЗ регулирует некоторые условия исполнения контракта. Напоминаем что в действующем законодательстве


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: