Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом.
Затраты на модернизацию и реконструкцию после их окончания увеличивают первоначальную стоимость ОС, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения) объекта ОС. После завершения работ расходы на модернизацию можно:
- включить в первоначальную стоимость объекта
- отразить в составе ОС в качестве отдельного инвентарного объекта
Дт08 Кт10, 70, 69, 23, 60 - затраты на модернизацию, реконструкцию ОС
Дт01 Кт08 - увеличение стоимости ОС на сумму произведенных затрат
При производстве модернизации и реконструкции, которые осуществляются в виде строительных работ, учет НДС ведут в порядке, предусмотренном при строительстве объектов. Если такие работы осуществлялись хозяйственным способом, на сумму капитальных вложений начисляется НДС Дт08 Кт68. В дальнейшем НДС относится на расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке.
8. 6 Учёт выбытия объектов основных средств
Выбытие объекта имеет место в случаях:
- продажи,
- прекращения использования вследствие морального или физического износа
- ликвидации при аварии, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
- при передаче в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд
- передачи по договорам мены, дарения
- внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности
- выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции
- в иных случаях.
Приказом руководителя создается комиссия, которая определяет целесообразность дальнейшего использования объекта основных средств и оформляет документы по выбытию. В компетенцию комиссии входит:
- осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, установление целесообразности дальнейшего использования объекта, возможности и эффективности его восстановления
- установление причин списания объекта
- выявление лиц по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством
- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; контроль за изъятием из списываемых в составе объекта цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад
- составление акта на списание объекта основных средств.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
На основании оформленного акта на списание основных средств в инвентарной карточке производится отметка о выбытии. Соответствующая запись о выбытии объекта производится в документе, открытому по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся не менее пяти лет.
Доходы и расходы от списания с баланса объекта ОС отражается в бухгалтерском учете в отчётном периоде, к которому они относятся.
Доходы и расходы от списания объекта ОС подлежат зачислению на счет «Прибыли и убытки» в качестве прочих доходов и расходов.
При выбытии ОС к счету 01 может быть открыт субсчет 01/выбытие ОС.