Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):
· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· местные бюджеты, в том числе:
− бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
− бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) определяется как форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. (Ст. 14 БК РФ)
Каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет. Принцип самостоятельности местных бюджетов предусматривает:
· право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, прямо предусмотренных БК РФ;
|
|
· право органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в местные бюджеты;
· право органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
· недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
· недопустимость введения в действие в течение финансового гола решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах без внесения изменений в решения о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
· недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Местный бюджет имеет составные части - доходную и расходную части.
|
|
Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Структура доходов местного бюджета состоит из двух основных элементов:
− собственных доходов бюджета;
− субвенций из фондов компенсаций.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан;
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов и сборов,
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах. устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов опт оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов:
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления:
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных средств самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом (НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Доходы от местных налогов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В НК РФ в качестве местных налогов закреплены:
− земельный налог;
− налог на имущество физических лиц.
Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений.
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется путем предоставления безвозмездных перечислений из соответствующих фондов финансовой поддержки, прежде всего в форме дотаций, субсидий.
Термин дотация определяется в БК РФ как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.
Под субсидиями в бюджетном законодательстве понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития. Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
|
|
Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
К доходам от имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся:
· средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование муниципального имущества;
· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям;
· часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования;
· часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.
В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Пожертвование имущества органам местного самоуправления может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется в соответствии с назначением имущества. При этом ГК РФ закрепляет требование о том, что если для использования имущества установлено определенное назначение, то должен вестись обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
|
|
Иные поступления в форме субвенции. Под субвенцией в бюджетном законодательстве понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Основная часть субвенций, полу чаемых местными бюджетами, предназначена для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, производятся в порядке, установленном БК РФ.
Иные собственные доходы местных бюджетов (штрафы в компетенции ОМСУ, добровольные пожертвования, муниципальные займы) Ст.64 Федерального закона от 6 октября 2003 года.
Муниципальные заимствования (Ст. 91 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов и кредитов другими заемщиками. Муниципальные заимствования привлекаются и используются для покрытия дефицита местного бюджета, а также для финансирования расходов местного бюджета в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств. Муниципальные займы осущ. путем выпуска ценных бумаг от имени МО. Заемщик по договору муниципального займа — муниципальное образование, а займодатель - гражданин или юридическое лицо.
Муниципальный долг определен в БК РФ как совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в
форме:
· кредитных соглашений и договоров;
· займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
· договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· договоров о представлении муниципальных гарантий.
Под расходами местного бюджета в бюджетном законодательстве понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
· принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам;
· принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
В первом случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета, а во втором случае - за счет субвенций из регионального фонда компенсаций.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
Органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов.
Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией.
Расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год, становятся бюджетными обязательствами по осуществлению расходов.
Бюджетный процесс на местном уровне можно определить как регламентируемую нормами права процедурную деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса на местном уровне по составлению и рассмотрению проектов местных бюджетов, утверждению и исполнению местных бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс на местном уровне состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий:
· составление проекта бюджета муниципального образования:
· рассмотрение и утверждение местных бюджетов;
· исполнение местных бюджетов;
· контроль за исполнением местного бюджета и утверждение отчета о его исполнении.