Политика Государства по привлечению иностранных инвестиций

 

Государственная политика в области иностранных инвестиций осуществляется КМ Украины совместно с национальным банком и регулируется Верховным Советом Украины.

Иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации, а их реализация может быть осуществлена только в случаи стихийных бедствий. Все затраты и убытки иностранных инвесторов возмещаются из госбюджета или других источников, устанавливаемых КМУ в текущих рыночных ценах на основании оценок независимых аудиторов и в той валюте, в которой осуществлялись инвестиции. В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранный инвестор имеет право на возвращение в течение 6 месяцев своих инвестиций, а также доходов по ним в денежной или вещевой форме по реальным рыночным ценам, сложившиеся на момент прекращения инвестиционной деятельности. После оплаты обязательных сборов, платежей и налогов иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевоз за границу получены на законных оснований средств в иностранной валюте. Доход или прибыль от инвестиций иностранный инвестор может реинвестировать в экономику Украины или хранить их на текущих расчётных счетах или на депозитах. Иностранные инвесторы имеют право приобретать ценные бумаги, участвовать в приватизации имущества государственных предприятий и незавершенного строительства, в конкурсах и аукционах.

Предоставление имущества в аренду иностранным инвесторам на суму более 10млн.$ осуществляется с разрешения Фонда государственного имущества Украины.

С иностранными инвесторами могут заключаться концессионные договора на разработку полезных ископаемых, действие которых ограниченно 99 годами, а также аренду земли (на срок 50лет).

Инвестиционный климат для иностранного инвестора в Украине преимущественно определяется влиянием таких факторов, как политическая, правовая нестабильность. По этой причине Украину рассматривают за рубежом как зону повышенного риска, для крупных инвестиций.

Для устранения опасения иностранных инвесторов в Украине принят Закон «Об государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине», который направлен на поощрение и усиление притона иностранного капитала в приоритетные сферы экономики страны путём предоставления различного рода страховых гарантий, улучшение регулирования иностранного инвестирования, развитие и совершенствование инфраструктур международного бизнеса, других предпосылок иностранного инвестирования.

В соответствии с «Программой» определенны отделы приоритетных сфер для иностранных инвестиций. В законе изложены льготы, которыми пользуются иностранные инвесторы:

1) Применение норм ускоренной амортизации;

2) Освобождение от налога на прибыль, например, на 1 год для инвестиций до 500тыс.$ и так далее 2,3,4;

3) Предоставление налогового кредита на льготные условия для первых 3-х лет деятельности п/в с иностранными инвестициями;

4) Возмещения 50% импортной пошлины взимаемой за ввоз товара производственного назначения, а для поступающих для оборудования запчастей – 100%. Льгота даётся на 5 лет;

5) Предоставлением на льготных условиях кредитов уполномоченными банками за счёт специального бюджетного фонда;

6) Страхованием инвестиционных рисков из специального бюджетного фонда.

Для привлечения иностранных инвестиций в Украине необходимо создать благоприятные условия, которые бы стимулировали их деятельность, а именно:

- Экономические;

- Имущественно правовые:

- Технико-технологические;

- Социально – политические;

- Организационно – культурные условия:

 

               
 
   
 
   
   
 
 

 


Рис. 6.1 Схема экономических условий для привлечения иностранных инвестиций

 


 

 

Рис. 6.2 Схема имущественно – правовых деловых привлечений иностранных инвестиций

.

 

         
 
 
   
 
   

 


Рис. 6.3 Схема технико-технологических, социольно-политических и организационно-культурных инвестиций.

 

 

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции на территории Украины в следующих видах:

- конвертируемой валюты; валюты Украины при реинвестировании в объекты первичного инвестирования, а также при условии уплаты налогов на доходы от инвестиции, в либо - какой другой объект реинвестирования соответственно действующего законодательства Украины (реинвестирование – перемещение капитала из одних объектов в другие);

- какого – либо движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав;

- акций, облигаций и других ценных бумаг, а также других корпоративных прав, которые выражены в конвертируемой валюте по рыночной стоимости;

- денежные требования и права требований по выполнению договорных обязательств, гарантированные первоклассными банками, которые имеют стоимость в конвертируемой валюте;

- каких либо прав интеллектуальной собственности, стоимость которых подтверждается законами государства инвестора или международными торговыми обычаями;

- прав на осуществление хозяйственной деятельности, а именно: на разработку, добычу или эксплуатацию природных ресурсов.

Формы иностранного инвестирования.

Украинским законодательством предусмотрены такие формы иностранного инвестирования:

- долевое участие в предприятиях, созданных совместно с украинскими юридическими и физическими лицами или приобретение доли в действующем предприятии;

- создание предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, отделов или отдельных подразделений иностранных юридических и физических лиц приобретение в собственность предприятия полностью;

- приобретение прямо не запрещенных законами Украины недвижимого имущества, включая земельные участки, дома, квартиры, помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты собственности путём прямого приобретения имущества или имущественных комплексов, а также в форме акций, облигаций и иных ценных бумаг;

- приобретение самостоятельно или при участи юридических или физических лиц прав пользование землёй и прав на использование природных ресурсов на территории Украины;

- приобретение других имущественных прав;

- в других формах осуществления инвестиций, частично на основании согласований с субъектами хозяйственной деятельности в Украине, которые прямо не запрещены законами Украины.

Факторы привлечения иностранных инвестиций.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину разработан ряд налоговых и неналоговых факторов.

1. Неналоговые факторы.

1.1.Размеры рынка – это фактор особенно важен для иностранного инвестора. Размеры рынка измеряются не численностью населения, его потребления. Главной целью иностранных инвестиций является осуществление краткосрочных

импортных операций для получения дохода за счёт повышения спроса на товары, которых ранее не было.

1.2.Неуверенность инвестора в стабильности состояния в регионе. Он является одним из отрицательных факторов, которые влияют на привлечения и использования прямых иностранных инвестиций в экономике государства. Компании не спешат рисковать большим капиталом в условиях политической нестабильности и неопределенности.

Неустойчивость уровня цен и валютного курса также усложняет деловое планирование и увеличивает степень неуверенности. Это усиливает чувство риска при инвестировании и уменьшает возможность привлечения

1.3.Доступ к основным средствам производства. Он является одним из основных факторов для привлечения прямых иностранных инвестиций. Высокий уровень подготовки и дешевая рабочая сила вызывает интерес и позволяет иностранным компаниям осуществлять инвестиции для обеспечения экспортного рынка.

2.Налоговый фактор.

Существует много фирм инвестирования, среди которых основными являются отдельные и фишелы. Отдельные –это подразделения иностранных компаний, которая осуществляет инвестицию. Фишел является юридическим лицом и её прибыль не входит в прибыль иностранной материнской компании до тех пор, пока они не выделяются в виде дивидендов.

Существует два типа налогообложения дивидендов, которые включаются в государственные требования.

2.1. Первый тип налогообложения представляет собой метод иностранного налогового кредита. Согласно этому методу, государство пребывание принимает свой режим налогообложения доходов, из их выделений, но предоставляет кредиты на любые оплачиваемые иностранные налоги, при условии, что они не превышают тех налогов в государстве пребывания, которые снимались бы из этих доходов.

2.2. Второй тип налогообложения доходов полученных за границей, является метод освобождение от налогов. Согласно этого метода репатриированные доходы не облагаются налогом.

Для повышение эффективности использование прямых инвестиций применяется метод уклонения от удержания налогов. Считается, что с доходов уже были полностью удержаны налоги, при этом плательщик не имеет налоговых стимулов. Благодаря этому вся выгода налогового стимулирования остается инвестору, а не просто перечисляется в казначейство государства пребывание.

3.Основные методы стимулирования иностранных инвесторов.

3.1 Фискальные:

- снижение налога на доходы корпорации;

- налоговые каникулы;

- ускоренная амортизация;

- разрешение инвестирования и реинвестирование;

- уменьшение налоговых выплат в зависимости от количества работающих;

- сокращение налога на доходы корпорации в зависимости от объёма затрат на маркетинг и повышение дееспособности предприятия;

- меры, направленные на увеличение дополнительной стоимости;

стимулирование импорта и экспорта.

 

3.2 Финансовые.

- прямые субсидии на полное или частичное покрытие капиталовложений, затрат производства;

- субсидированная ссуда;

- гарантированная ссуда;

- государственное страхование по льготным ставкам;

- покрытие от колебаний валютного курса обесценивание валюты, некоммерческих рисков.

3.3 Другие.

- субсидированные услуги;

- предоставление информации и наличии сырья;

- помощь в обучении и подготовки кадров;

- техническая поддержка Ноу-хау;

- защита от импортной конкуренции.

4.Применение инвестиционных льгот.

Различают два основных вида льгот:

- обычный;

- специальный.

4.1Обычные льготы направлены на улучшение макро – и микроэкономической ситуации.

4.2Специальные направлены на стимулирование инвестиционной и смежной видов деятельности стратегически важных и приоритетных отраслей, решений предприятия.

Специальные льготы в свою очередь делятся на:

- факторные;

- товарные.

а) К факторным льготам относятся:

- освобождение от налогообложения;

- гарантирование ссуд;

- ускоренные амортизационные отчисления;

- частичное возращение налогов;

- передача в ореаду земель на льготных условиях;

- субсидирование предприятий, которые создают дополнительные рабочие места, подготовку кадров.

б) К товарным льготам относится защита производителей конкуренции при помощи тарифных и нетарифных импортных барьеров, эти льготы часто применяются для привлечение иностранных инвестиций, которые имеют импортную направленность.

Дальнейшая результативность иностранного инвестирования прямо зависит от усовершенствования действующего законодательства. Инвестиционные институты Запада тщательно сохраняют свои средства, навязывая в отношениях с исполнительными украинскими структурами и предприятиями благо приемную для себя модель инвестиционного законодательства. Необходимыми условиями является плавная, постепенная адаптация действующего украинского законодательства к международным стандартам, а при его изменении – гарантированное возвращение убытков.

Приоритетными сферами для иностранного инвестирования в Украине являются:

- агропромышленный комплекс;

- лёгкая промышленность;

- лесопромышленный комплекс;

- машиностроение;

- медицинская промышленность;

- металлургическая промышленность и производство материалов;

- топливно-энергетический комплекс;

- транспортная инфраструктура;

- связь;

- химическая и нефтехимическая промышленность;

- социальная инфраструктура.

Предприятие с иностранными инвестициями, деятельность которых связанно с приоритетными сферами инвестирования и критериями, определённые Государственной программой привлечения иностранных инвестиций в Украину, могут самостоятельно принимать решения об использовании норм ускоренной амортизации (но не более двух кратного увеличения действующих норм).

В этих и в других сферах экономики предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в формах, предусмотренных действующим законодательствам Украины, и могут осуществлять какие – либо не запрещённые законодательством виды деятельности, отвечающие целям, изложенных в Уставе.

Приостановить действие этих предприятий возможно только в таких случаях:

- по решению собственников, принятому соответственно к уставным документам предприятия;

- после окончания срока действия договора об основании предприятия;

- соответствующим решением суда, арбитражного суда.

Специфическим инструментом иностранного инвестирования является создание специальных (свободных экономических зон).

Свободная экономическая зона – территория, в границах которой соответствующим законодательством устанавливается и действует особый, благоприятный для участников инвестиционной деятельности, правовой режим.

Специальные (свободные) экономические зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций и содействие им, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг и их поставку на внутренний рынок; привлечение и внедрение новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развитие инфраструктуры рынка, ускорения социально – экономического развития Украины.

Специальные (свободные) экономические зоны должны обеспечивать:

- долгосрочный и предусмотрённый характер экономической политики;

- либерализацию условий перемещения капитала и товара;

- условия производства и торговли, которые отвечали бы мировым стандартам, правовые гарантии защиты прав собственности;

- формирование эффективных форм взаимодействия местных органов исполнительной государственной власти, органов местного и регионального самоуправления и объекта хозяйственного развития и управления зоной на принципах совместной заинтересованности в достижении высоких социально – экономических показателей деятельности.

На территории Украины могут быть созданы следующие функциональные типы специальных (свободных) экономических зон:

- свободные таможенные зоны и порты;

- экспортные транзитные зоны;

- таможенные склады;

- технологические склады, технополисы;

- комплексные производственные зоны;

- туристско-рекреационные зоны;

- страховые, банковские и другие зоны.

 

Законодательством устанавливается порядок создания, функционирования и ликвидация специальных (свободных) экономических зон на территории Украины.

В развитии Закона «Об общих условиях создания и функционировании СЭЗ и Декрета КМУ о режиме иностранного инвестирования» разработана концепция создания СЭВ в Украине.

Согласно этой концепции создания СЭВ намечено два этапа её реализации:

1.На первом этапе должны быть созданы СЭВ различных типов, предпочтение отдаётся линейным (точечным) зонам, которые должны быть размещены в пределах небольших территорий городов (районов).

2.На втором этапе планировалось создание многофункциональных зон в границах отдельных регионов, зон международного типа на смежных территориях нескольких государств.

Для СЭЗ характерны как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Изучение конкурентоспособности СЭЗ предполагает использование около трехсот параметров привлечением максимального количества экспертов. Мировой опыт свидетельствует, что территориально СЭЗ строго ограничены – не более 10 км.

Исходя из этого административная область или крупный город не могут быть СЭЗ.

Механизм функционирования СЭВ включает в себя специфический, экономический, организационный, налоговый, таможенный и правовой статус хозяйственных агентов и всей СЭЗ.

Научно – технологические парки (технопарки, инновационные центры, технополисы) - это образование вокруг предельного ядра с особой инфраструктурой, которая обеспечивает процесс ускоренной передачи новой технологии в промышленность. Предпосылками создания технополисов считается: повышенная концентрация высокотехнологических, наукоёмких производств научных учреждений, ВУЗ – ов, колледжей способных генерировать инновационные идеи, наличие развитой, транспортной системы, системы связи, привлекательной деловой жизни население.

3.Свободные банковские зоны – это небольшие территории, где действует особый экономико-правовой режим – различного рода организационные, таможенные, налоговые, амортизационные и другие льготы для отечественных и зарубежных банков и других финансово-кредитных учреждений. Свободная банковская зона – является основой банковского экономического развития в регионе, кредитно-денежный и инвестиционный центр привлечение финансовых ресурсов зарубежных и отечественных инвесторов.

4. Оффторная зона предполагает организационную деятельность банковских и других финансово-кредитных учреждений со своими партнёрами-нерезидентами, как юридическими, так и физическими лицами в иностранной для данной страны валюте. При этом инвестиционный рынок изолируется от внешнего путем отделение счетов резидентов от счетов нерезидентов по средством использования системы различных льгот.

Первая в Украине свободная экономическая зона «Сиват» создана Указом Президента в 1995г. Зона находится в административных границах городов Краснопереконск, Армянск, Краснопереконского района Автономной Республики Крым. Для предприятия, работающих в условиях эксперимента в зоне, налоги снижаются в среднем на 60% по отношению и ставкам в Украине. Для инвесторов из стран СНГ, создающих свои предприятия в зоне предусмотрено полное освобождение от всех платежей при условии реинвестирования производства.

Наряду с необходимостью изменения законодательства Украины, основными причинами сдерживающими в вложение иностранного предпринимательского капитала в экономику Украины являются:

- не конвертируемость национальной валюты;

- обращение на внутреннем рынке денежных знаков других стран;

- мощные бюрократические барьеры;

- сложный порядок регистрации, как иностранных инвестиций, так и предприятия с участием иностранного капитала;

- отсутствие достаточных гарантий защиты инвестиций;

- неблагоприятная социальная среда.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: