В экспериментальной психологии на Западе произошла своеобразная революция, связанная с возникновением нового направления - когнитивной психологии. Увеличилось количество работ по познавательным процессам - восприятию, мышлению, вниманию, памяти.
По-новому стали пониматься предмет и методы психологии. По мнению когнитивистов, поведение человека детерминировано его знаниями. Подчеркивание роли знания определило общую ориентацию исследователей. Теперь варьирование внешних условий, стимулов не является самоцелью, а выступает средством выявления структур знания - внутренних репрезентаций (представлений) объектов, событий, других людей.
Сущность когнитивной психологии
Когнитивная психология, ставшая одним из ведущих направлений современной психологии, возникла как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структуры организации психологических процессов и принижение психоанализом роли знания в деятельности человека.
Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. Первый этап развития когнитивой психологии связан с исследованиями Д. Бродбента, У. Найссера, Р. Аткинсона и др. Второй этап - с работами Ж. Пиаже по проблеме развития когнитивных структур, Дж. Брунера, С. Шехтера - создателя когнитивной теории эмоций, М. Айзенка, предложившего когнитивную теорию индивидуальных различий, Дж. Келли, М. Макони, Томе, занимавшихся проблемами личности.
|
|
Когнитивная теория личности Дж.Келли.
Она представлена как система конструктов. Внутри категории "познание" в качестве показателей поведения могут рассматриваться либо содержания наших представлений (самооценка, социальное содержание), либо формальные характеристики познания (структура когнитивного поля, наличие когнитивного баланса или диссонанса). Концепцию Келли называют когнитивной, т.к. в ней подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. В отличие от Л. Фестингера, Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания.
Практические задания:
1. Постройте психологическую модель «Понятие конструкта».
Понятие конструкта
-средство логической организации опыта. Элементы, из которых он организуется и для истолкования которых используется, могут быть разными предметами, их свойствами, связями, а также людьми и их отношениями.
|
|
Типы Основные характеристики конструктов
биполярность
- ограничительный; диапозон применимости
- констелляторный; индивидуальность
- пропозициональный.
Термин "конструкт" идентичен слову понятие.
Научное понятие - это логическая констатация связи, из которой путем дедукции может быть выведено объяснение данной фактической связи явлений.
Основными свойствами научного понятия являются:
o - обобщение явлений;
o - констатация связи между ними;
o - возможность предсказания новых событий.