Общая функциональная структура контроллинга деятельности таможенных органов включает:
• таможенные органы – объекты управления и контроля как источник ситуаций для анализа;
• методологию и технологию контроллинга;
• структурированные решения по управлению и соответствующие результаты контроля их исполнения.
Взаимодействие данных компонент осуществляется по прямым и обратным связям. Прямые связи определяют последовательность, условия формирования управляющих решений и контроля их исполнения, верхние обратные связи – совершенствование теоретико-методологического базиса и технологии контроллинг-метода (связи инструмент-контроллинга), а нижние обратные связи – управление таможенными органами, или связи объект-контроллинга.
В рамках такой структуры реализуются прикладные задачи контроллинга – анализ проблем, возникающих в таможенном деле, а также принятие оперативных и формирование стратегических решений для их преодоления. По сути, подготовка таких решений объединяет все направления и виды аналитической работы в таможенных органах.
|
|
Все прикладные задачи должны быть взаимоувязаны с учетом организационной, функциональной и информационной структур ФТС России.
Структура и состав прикладных задач определяются по результатам информационно-аналитического обследования конкретного таможенного органа или направления таможенной деятельности. Так, например, наш анализ показывает, что при создании системы мониторинга выпуска товаров для свободного обращения целесообразно включить в состав автоматизируемых следующие задачи:
• осуществление контроля правильности определения таможенной стоимости и начисления
таможенных платежей сравнением этих показателей для конкретной декларации с их средними значениями по региону (или по России в целом) с помощью компьютерного анализа массивов первичной информации – электронных копий ГТД;
• сопоставительный анализ стоимости ввозимых товаров с уровнями мировых цен на основе базы единой ценовой информации;
• сопоставительный анализ данных об импорте с данными таможенных служб стран экспорта товаров (использование данных "зеркальной" статистики);
• контроль своевременности поступления отсроченных и рассроченных платежей с помощью компьютерного анализа первичной информации и форм периодической отчетности;
• выявление случаев использования импортных операций в качестве прикрытия перевода капиталов за границу;
• прогнозирование последствий (выигрыша или потерь) для федерального бюджета от намечаемых изменений ставок таможенных пошлин и налогов;
|
|
• прогнозирование возможных объемов контрабанды в случае превышения предельных размеров таможенного обложения;
• прогнозирование величины сборов в бюджет;
• выявление влияния изменений ставок таможенных пошлин и налогов на динамику розничных цен внутри страны.
В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в таможенных органах России. Однако они не вписаны в единую идеологию, фрагментарны и потому малоэффективны. В то же время существует реальная возможность и необходимость объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления и автоматизации на принципах и технологии контроллинга.
В стратегической перспективе речь идет о комплексной разработке таможенных технологий и технологий поддержки принятия решений на основе знаний, а также о создании системы таможенного контроллинга.
Нетрудно заметить, что конечная цель ее создания – всеобъемлющая системная интеграция методического и информационного обеспечения, программно-технических средств и практически реализуемых таможенных технологий (информационного мониторинга, логистики, риск-менеджмента, анализа и поддержки принятия решений, планирования и контроля) в целях решения широкого спектра задач ВЭД и таможенной деятельности. Предполагается, что такая интеграция осуществляется с учетом структуры концептуальной модели, то есть является целостно-эволюционной.
Обобщая все вышеизложенное, дадим следующее определение таможенного контроллинга. Таможенный контроллинг – это комплекс организационных, методологических, технических и информационных средств, а также соответствующие технологии, системы и инфраструктура автоматизации таможенной деятельности и
системного управления.
Таможенная служба рассматривается как единая информационно-технологическая среда таможенной деятельности, а контроллинг – как система таможенного контроля (экономического, правового, информационного и др.), управления таможенной деятельностью и регулирования ВЭД в автоматизированном режиме.
В составе основных направлений контроллинга:
• технологизация и автоматизация деятельности таможенных органов;
• мониторинг, логистика и регулирование ВЭД;
• таможенное администрирование – подготовка, принятие и контроль управленческих решений.
Задачи контроллинга по соответствующим направлениям представлены ниже.
Технологизация и автоматизация таможенной деятельности: формирование унифицированных технологий таможенной деятельности, системная автоматизация таможенных технологий, информационно-аналитический мониторинг (моделирование, анализ, прогнозирование) различных аспектов таможенной деятельности и системное управление качеством таможенной деятельности.
Мониторинг, логистика и регулирование ВЭД: анализ эволюции мировых товарных и финансовых потоков; мониторинг товаропотоков России; прогнозирование величины сборов в бюджет, подготовка рекомендаций по изменению ставок таможенных пошлин, применению мер нетарифного регулирования; адаптация стратегических задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности, разработка требований к таможенной службе и рекомендаций по ее совершенствованию.
Таможенное администрирование – подготовка, принятие и контроль управленческих решений:
оперативно-ситуационное моделирование (ВЭД, таможенной деятельности, таможенных технологий),
создание организационно-функциональных и информационных моделей таможенных органов; формирование и накопление знаний о различных аспектах таможенной деятельности и подготовка управленческих решений; согласование оперативных планов региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов с планами развития таможенной службы; координация оперативного планирования таможенной
|
|
деятельности; ведение системы таможенной информации, структурированной с учетом уровней управления единой системой таможенных органов; оперативный контроль таможенной деятельности, анализ и прогнозирование результатов деятельности, подготовка управленческих решений и др.
В общем случае при разработке контроллинг-технологии ТО речь идет о декомпозиции проблемы системного управления на ряд практически значимых задач и о создании адекватной методологии и технологий автоматизированного их решения и поэтапного внедрения. Это взаимосвязанные, но принципиально различимые направления исследований.
Первое – постановка проблемы эффективного управления таможенными органами, ее декомпозиция, структуризация и типизация задач управления. В более узком аспекте – определение комплекса задач автоматизации управления.
Второе – разработка прикладных методов и автоматизированной технологии решения задач управления. Это, в свою очередь, требует постановки соответствующей проблемы, адаптации существующих или разработки необходимых математических методов, программных средств, информационных и информационно-управляющих технологий и систем.
Представленная в четвертой главе концепция системного управления в совокупности вложенных систем на основе знаний позволяет конкретизировать вопросы методологии автоматизации управления. При решении проблем автоматизации поставленных задач необходимо учитывать следующие положения.
Эффективная автоматизация управления любым таможенным органом осуществляется в целях единой системы таможенных органов в соответствии со схемой вложенных, совместно эволюционирующих систем.
Система автоматизации управления таможенными органами должна обладать свойствами открытой системы и строиться на принципах иерархической, пространственно-распределенной интегрированной среды, централизованной по информационному продукту (знанию) и децентрализованной по технологическим компонентам. Конструктивными средствами контроллинг-системы таможенных органов является метатехнология, генерирующая когнитивные и/или продуктивные структур-стратегий деятельности таможенных органов.
|
|
В зависимости от целей контроллинга в единой системе таможенных органов необходима разработка когнитивно-продуктивных технологий системного анализа, подготовки и принятия (проектирования) оперативных, тактических и стратегических решений и их мониторинга (контроля).