Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти

Был создан в РФ в 1991 г. Его предшественником можно считать Комитет конститу­ционного надзора СССР (1989-1991). В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку счита­лось, что Верховные Советы принимать неконституционные за­коны не могут, а для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР.

На основе Конституции принят ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (ныне действует в редакции от 5 февраля 2007 г.), в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР «О Конститу­ционном Суде РСФСР». Новый Закон внес значительные изме­нения в компетенцию и структуру Суда.

Согласно Закону установлен предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.

Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Су­да РФ состоит в том, что он призван решать исключительно во­просы права, что является своеобразной преградой для вторже­ния в политику. Суд ни при каких обстоятельствах не должен от­давать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их пра­вовых форм.


Закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний.

Компетенция. Конституционный Суд РФ обладает так назы­ваемой связанной компетенцией, что означает возможность осу­ществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следователь­но, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопро­сам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

· проверка конституционности законов, нормативных право­вых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

· разрешение споров о компетенции;

· толкование Конституции РФ

· дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обви-нения Президента РФ в государственной измене или совершениииного тяжкого преступления.


Статус судьи. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьей Конституционного Суда мо­жет быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче­ской профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высо­кой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Госу­дарственной Думы, а также законодательными (представитель­ными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учеб­ными заведениями. Каждый судья назначается на должность Со­ветом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосова­нием.


Судья не может быть членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению его обязанностей и не мо­жет служить уважительной причиной отсутствия на заседании.Ему не разрешается входить в руководящий состав каких-либо общест­венных объединений, даже если они и не преследуют политиче­ских целей. Но за судьей сохраняется право свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выбо­рах и референдуме.

Структура и организация. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответст­венно десять и девять судей. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию.

В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Кон­ституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкрет­ном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть избраны на но­вый срок.

Принципы конституционного судопроизводства. К числу прин­ципов конституционного судопроизводства Закон относит неза­висимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательст­ва, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Судьи Конституционно­го Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом.


Решения. Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голо­сования. Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не под­лежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его про­возглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Признание не соответствующими Конституции РФ федераль­ного закона, нормативного акта Президента РФ, Правительст­ва РФ, договора или отдельных их положений является основа­нием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном ак­те либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих та­кие же положения, какие были признаны неконституционными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: