Программа предназначена для работы с учащимися 2 класса на этапе восполнения пробелов в звуковом строе речи.
Основными задачами работы на данном этапе являются:
- формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
- дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;
- уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;
- обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.
Программа имеет следующие разделы:
- звукобуквенный анализ и синтез слов;
- слоговой анализ и синтез слов;
- ударение;
- твердые и мягкие согласные звуки;
- глухие и звонкие согласные звуки и буквы;
- свистящие и шипящие звуки, аффрикаты;
- сонорные звуки.
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
В первой четверти рассматриваются первые три раздела программы. В качестве пособия для учащихся используется тетрадь; Козырева Л. А(. Загадки звуков, букв, слогов. — Ярославль, 2006.
Раздел 1. Звукобуквенный анализ и синтез слов
Выполняя задания первого раздела, дети получают возможность обобщить сведения по звукобуквенному составу русского языка, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, учатся проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и буквамп.
Раздел Звукобуквенный анализ и синтез слов» начинается с закрепления навыка простой формы звукового анализа — выделения первого звука из слова. Для поддержания интереса к заданию детям предлагается игра на составление слов по первым звукам названий картинок. Таким образом ученики упражняются и в звуковом анализе, и в синтезе.
Если дети затрудняются в выделении первого звука в слове из собственной речи, называя картинку, можно предложить им послушать слово. Логопед произносит слово с утрированным выделением нужного звука. Некоторым детям будет доступно выделение первого звука из слона по представлению, то есть без опоры даже на собственное проговариванне.
Тема «Определение количества и места звуков в словах отрабатывается на словах, у которых количество букв и звуков совпадает. Обращается особое внимание на установление места гласных звуков в слове. Приступая к работе но формированию навыка позиционного звукового анализа, нужно установить уровень сформированности данного навыка у каждого ученика: слова какой звуковой структуры он может проанализировать без ошибок, а при какой звуковой наполненности у него начинаются затруднения. Установив зону актуального и ближайшего развития, можно предлагать каждому ученику для анализа те слова, с которыми они могут справиться с помощью взрослого. По завершении работы над темой нужно убедиться, что всем детям стали доступны для анализа слова любой предложенной звуковой структуры.
В теме «Соотношение между звуками и буквами в слове» звукобуквенный анализ проводится на более высоком уровне сложности. Рассматриваются случаи несоответствия между звуками и буквами в связи с наличием в слове йотированных гласных в определенных позициях и мягкого знака.